«Сельская Россия – 2012»

19 мая 2012 года в Аургазинском районе Республики Башкортостан прошел Приволжский этап III Всероссийского форума «Электронный муниципалитет — 2012».

Форум проходит при официальной поддержке Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.

Подробнее:


Пресс-релиз Союза.

Комитетом Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, информационным агентством Муниципальная Россия при участии руководства республики Башкортостан 19 мая текущего года под Уфой проведен Национальный конгресс «Сельская Россия – 2012».

sr12Председатель Союза землеустроителей России принял участие в конгрессе в качестве докладчика и модератора.

Были представлены основные положения нового Национального проекта «Земельный капитал для каждого переселенца» http://www.roszemproekt.ru/resurs/chzr-doc/naczionalnaya-strategiya/ и новой аграрно-земельной политики, включающей меры защиты при ВТО, как комплексный механизм «рассредоточения» людей из агломераций. Оценка участников была, от «наконец-то это все началось», до мнения участников, что «федеральный центр понял, где лежит главный корень проблем страны – в неустроенности земли как базиса работы и жизни подавляющего числа субъектов России, в которых аграрный сектор является основным (!)».

Представленную программу государственной поддержки «рассредоточения» нации как механизма реализации стратегической инициативы Владимира Путина по масштабному освоению «пустых пространств» поддержали представители республики - глава комитета по аграрным вопросам Государственного собрания республики Курултай, главы районов республики и муниципалитетов сельских поселений.

В кулуарах конгресса отмечалось, что «стало очевидным, что Владимир Путин серьезно повысил свою квалификацию, будучи премьером, разобрался с сутью проблем на земле, этим и обусловлено движение в сторону земли..», которое все присутствующие отметили как начало реализации грандиозного плана по развитию земель России и началу большой работы всей российско-евразийской нации.

Выводы: реакция на готовящийся завтрашний старт проекта освоения «пустых пространств» оказалась весьма положительной, вызвала укрепление веры в реальность большого светлого завтра («выход из застойного тупика» как отметили участники) и желание участия республики, гостей из других субъектов во всенародном достижении объемов российского экспорта продовольствия до 1 трлн. долларов.

К примеру, министр экономики сказал, что «в рамках новой государственной программы «освоения территории» он готов в три раза увеличить объем производства продовольствия на сельских территориях и создать большое число современных рабочих мест, при этом отметив, что подтверждает огромный спрос на поставки продовольствия из республики в ряд стран Азии (с которыми по линии мусульманских связей у республики установлены тесные культурные отношения).

Полагаю, что подобная реакция регионов (к которым вполне может относиться и Северный Кавказ), позволяет сделать вывод о перспективности стратегической инициативы В.Путина освоения территорий и трудовой миграции http://www.roszemproekt.ru/resurs/chzr-doc/progr.chzr/, поскольку эта идея явно солидаризирует нацию.

Справка: при масштабном экспорте потребуется создание режима безопасности объектов приема, перераспределения и продажи продовольствия в целом ряде неспокойных стран-реципиентов (Африка, ряд стран Азии и Латинской Америки). Также понадобится организация режима охраны вновь возводимых объектов по добыче природных ресурсов и их переработки на территории стран-реципиентов, поскольку именно таким образом эти страны могут сформировать платежеспособный спрос на стабильно импортируемое евразийское продовольствие. Подобные задачи охраны за рубежом могли бы решать специальные частно-организованные вооруженные бригады, формируемые на Северном Кавказе. Экономика экспорта позволяет осуществлять достойную оплату труда подобных бригад.

ПРОГРАММА
Третьего всероссийского форума «Электронный муниципалитет - 2012».
Национального инвестиционного конгресса «Сельская Россия -2012».
Скачать (*.pdf): 


Выступление на Национальном инвестиционном конгрессе «Сельская Россия — 2012» председателя Совета директоров Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий, члена экспертного совета Государственной Думы по аграрным вопросам, Гуськова Андрея Евгеньевича:

«Риски и возможности ускоренного развития территорий сельских поселений  в условиях ВТО».

aegЯ рад вас приветствовать, уважаемая аудитория, от имени Союза землеустроителей России, созданного в 2007 году и являющегося единственным наследником Земельной службы, существовавшей как в Имперской, так и Советской России, но бездумно расформированной либеральными реформаторами в 1990-е лихие годы. Нам 185 лет, и для нас это были годы масштабных земельных и аграрных преобразований Государства Российского. Они включали в себя: землеустройство присоединенных российскими царями новых территорий, Столыпинское переселение и освоение земель, коллективизацию времен СССР и новый этап - не принесшая пока, желаемых результатов 20-летняя земельная реформа Современной России.

До провозглашения советскими идеологами жесткого атеистического тезиса, о том, что «религия – опиум для народа», каждый землеустроитель, вступая в должность, приносил клятву верности нравственности в предстоящих ему землеустроительных деяниях на Библии. Кто был мусульманской веры, тот был тоже верен нравственности по Корану. Полагаю, что впредь, так и будет, мы восстановим традицию клятвы верности высшему нравственному закону. Ибо земля – это основа любых экономических, социальных и, что важно, духовных преобразований нашей русской, полиэтнической, российско-евразийской нации.

В настоящее время Союз располагает наиболее полной и достоверной информацией о состоянии земельного фонда России. В Советской России – мы составляли земельный баланс страны. Сегодня, в Современной России, мы являемся соавторами ежегодного доклада Минсельхоза Правительству России о состоянии земель.

Проблемные цифры на лицо. За 20 лет число населенных пунктов сократилось с 153 тыс. до 133 тыс. и это помимо тех, где табличка с названием еще имеется при въезде, но люди там уже не живут. Из 220 млн. га плодородных земель в официальную статистику попали 40 млн. га, как не используемые земли, но по нашим расчетам, таких земель не менее 70 млн. га, т.е. треть лучших плодородных земель страны. Напомню, что именно у нас основные мировые запасы гумуса, основного питательного компонента почвы, откуда все произрастает, благодаря чему мы располагаем 20% плодородных земель мира.

Исчезновение рабочих мест на этих территориях сегодня привело к их экономическому и демографическому запустению. Это и есть «пустые пространства», о необходимости масштабного освоения которых заявил В. Путин в своей предвыборной политической доктрине «физического и духовного роста России».

Думаю, такие проблемные, «пустые пространства» есть во многих регионах. Если мы их не освоим, то за нас это сделают другие нации, как сказал В. Путин, и через 40 лет нас будет не 157 млн., а 107 млн. человек. Жизнь 50 миллионов будет зависеть от состоятельности именно этого проекта. Поэтому для освоения «пустых пространств» сельских территорий: наращивания на них человеческого капитала, создания рабочих мест и условий цивилизованной, достойной жизни, - должна быть выстроена вся социальная, экономическая, миграционная, культурная и просветительская, экологическая и законодательная политика, по мнению В.Путина.

После ратификации соглашения по ВТО у нас возникает вопрос: как работать в новых условиях? Сегодня стратегия нашей аграрной политики — это импортозамещение, которое выражается в форме господдержки всех без разбора и по чуть-чуть, а также возведение таможенно-тарифных барьеров. При ВТО, это работать уже не будет.

Представьте себе, что вдруг, нам удалось бы полностью модернизировать и перевооружить сельское хозяйство и за три года создать новый технологический уклад, какой существует, скажем, в Германии, как на сырьевом фермерском уровне, так и на уровне аграрной перерабатывающей промышленности. Тогда мы бы задействовали все свои плодородные земли — 220 млн га, которые, как все мы знаем, составляют 9% пашни и 40% черноземов мира.

Именно этот потенциал позволяет нам владеть 20% запасов плодородных земель мира, а значит, у нас есть все для того, чтобы накормить себя, и еще 20% населения мира, — 1,5 млрд человек, и более. Это подтверждают не только наши ученые, но вынуждены признать и эксперты Всемирной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН — ФАО.

Именно эта организация занята регулированием доступа к продовольствию стран мира. Из-за стремительного роста его населения и катастрофической деградации земель за последние 30 лет в силу доминирования интенсивных технологий хозяйствования, как фактора погони за прибылью, ФАО обращает все более пристальный взгляд на последнюю продовольственную кладовую мира — Россию. Наши земли выглядят притягательным «трофеем» на «поле брани при ВТО». И западные политики за ценой желанной для себя победы не постоят.

Так, все же, чем бы закончилась наша модернизация по внедрению технологического уклада, как в Германии, в случае сохранения прежней аграрной политики импортозамещения? Несложно понять, что потерпела бы фиаско. И причина этого весьма примечательна - это будущее колоссальное перепроизводство в АПК, причиной которого стала бы невозможность осуществлять глобальный экспорт массового продовольствия. Даже сегодня зерновое сырье, всего на 5 млрд долл. еле вывозим за границу, что уж говорить об объемах на сотни миллиардов?! Речь идет об угрозе банкротства целой отрасли, на которую так или иначе завязана треть населения страны.

Мер противодействия этой угрозе сегодня нет, поскольку у нас не поставлена национальная внешнеэкономическая задача в отношении масштабного экспорта продовольствия, в отличие, скажем, от углеводородов. Нет адекватной будущим вызовам у условиях ВТО экспортоориентированной аграрной политики. Земельная же политика, как ее базис, пока отсутствует в качестве нормативно-правового документа. Также нет новой продуманной переселенческой политики, без которой обсуждать освоение заросших бурьяном, минимум, 40 млн га плодородных земель, вообще, бессмысленно.

Все это мы должны сделать. Но уже сегодня мы можем двигаться вперед.

Итак, что нам сегодня нужно?

Во-первых, сильное государственное и муниципальное устройство, при котором руководство не отделяет себя от народа, а сплачивает единую российско-евразийскую нацию и направляет ее на достижение главных высших ценностей:

- духовной солидарности через создание, с одной стороны, неслиянного, а с другой, - нераздельного единства нации, народы которой имеют различные пути следования Богу, включая и «верующих в атеизм»;

- достижение свободы, но в ответственности - посредством воспитания нации в рамках, как мирского права, так и предписанных Божьих законов;

- безопасности каждого – через наделение защитой от посягательств на его духовную, физическую и материальную жизнь;

В результате чего, станет возможным установление справедливости – как следствие достижения всех трех названных ценностей.

Только тогда мы становимся политией, в которой соединяется государственное устройство и народ, имеющие общую цель в достижении названных высших ценностей – солидарности, свободы, безопасности и их производной – справедливости; только тогда мы приобретаем право, в глазах главных мировых политий, на долгое и суверенное существование, - и нации, и России, в новом формате Евразийского союза.

Во-вторых, нужна продуманная государственная и муниципальная земельно-аграрная и миграционно-переселенческая политика, ибо нет стран, где бы эти сферы были предоставлены сами себе.

Для этого Союзом землеустроителей, совместно с ведущими учеными, экспертами и законодателями России, была разработана целостная программа земельно-аграрных и миграционно-переселенческих преобразований, соответствующая задачам проекта освоения «пустых пространств». Концепция программы вошла в раздел «развитие земельных ресурсов» Российского проекта для Евразии, разработанного в конце 2011 года на базе социально-консервативного клуба партии «Единая Россия».

В-третьих, нужно научное изучение и использование опыта развитых стран, которые, несмотря на формальные запреты ВТО, имеют свыше 20 мер господдержки экспорта, включая не только «лобовые», но иные тонкие инструменты в политике возможного.

К таким мерам мы можем смело отнести умение выводить целые территории из-под «ока» ВТО. Для этого нам потребуется сделать научно обоснованное зонирование сельских территорий. То есть выделить неблагоприятные зоны, а также зоны охраны земли и экологического производства. Тогда производитель на этих территориях сможет иметь значительный уровень господдержки, включающей в себя меры «красной» корзины, запрещенные по правилам ВТО. Мы полагаем, что 2/3 сельских территорий России нужно вывести в эти льготные зоны, не нарушая правил ВТО. Ну, а если будут возражения других его членов, мы готовы в судебном порядке доказать свою правоту.

Уже сегодня готовятся соответствующий закон о критериях отнесения регионов к тем или иным зонам. Мы обсуждаем возможность того, чтобы это было сделано в рамках разработки схем землеустройства территории каждого сельского поселения в качестве дополнения к градостроительным документам территориального планирования.

Схема землеустройства, основанная на почвенно-климатическом потенциале сельхозземель и обосновывающая рост местной сельской экономики, число рабочих мест и налоги, включит в себя ТЭО трех важнейших элементов развития муниципалитета.

Первый элемент , это обоснование необходимых расходов на социальное развитие села и проекты мелиорации, что, уже понятно, будет жестко требовать Минфин от Минсельхоза при федеральном финансировании двух соответствующих ФЦП на сумму 550 млрд. рублей, вошедших в новую Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Второй элемент , это обоснование неблагоприятных зон, а также зон охраны земли, и ведения экологического производства с расчетом шкалы пороговых величин государственных компенсационных выплат.

Третий элемент , это обоснование приоритетов аграрного развития, по сути, выбор муниципалитетом оптимального сценария, исходя из почвенно-природного потенциала, рациональной (экономной) специализации хозяйствования, требований охраны земли и социальной потребности в создании рабочих мест. Сценарий аграрного развития позволит разработать обоснованные требования к «малой» муниципальной земельной политике, определить рациональную одноконтурность земельных участков, формируемых в счет выдела земельных долей с учетом требований охраны земли - проведения мелиоративных, противоэрозионных, агротехнических и агрохимических мероприятий.

Это станет базой второго этапа земельной реформы, который стартует с 1 июля текущего года и позволит муниципалитетам инициировать разработку проекта распределения земельных долей пайщиков и межевания. Для технологической реализации этого этапа Союзом землеустроителей вместе с учеными разработан пакет специального программного обеспечения (СПО) под названием ИКАС-АГРО (интегративно-комплексная автоматизированная система планирования АПК).

В него входит СПО ИКАС-ГКОЗ СХ, позволяющее не только раз в пять лет осуществлять государственную кадастровую оценку сельхозземель, но и изменять ее в любое время и в разрезе любого землевладельца, в случае изменения состояния земли или технологии производства, что позволяет, к примеру, в разы увеличивать залоговую стоимость земли для получения больших инвестиций в АПК. Это СПО прошло сертификацию в СРО оценщиков и рекомендовано всем субъектам к использованию.

Также в пакет входит СПО-ПАИ, которое соответствует утвержденным методическим рекомендациям Минсельхоза и позволяет, при составлении схемы распределения земельных долей пайщиков и разработке проекта межевания, решить две сложные проблемы.

Во-первых , разрешить конфликт интересов между разными группами частных пайщиков в отношении: площади, качества и расположения земельных участков, составленных из земельных долей. А также снять разногласия между группами частных пайщиков и интересами муниципалитета, в отношении вымороченных и невостребованных долей. Для этого с помощью СПО муниципалитет, как лицо государственное, сможет регулировать расчет оптимальных сценариев распределения земельных долей и выносить их на общее собрание пайщиков.

Во-вторых, при любых расчетах сценариев будет соблюдаться принцип одноконтурности формируемых земельных участков, в силу методической рекомендации Минсельхоза по соблюдению требований охраны земли, поскольку одноконтурность создает условие проведения мелиоративных, противоэрозионных, агротехнических мероприятий и получения государственных компенсационных выплат на эти цели.

В дальнейшем в пакет войдет СПО-АГРО, позволяющее осуществлять макро-планирование развития земельных ресурсов муниципалитетов и бизнес-планирование развития каждого земельного участка производителя с возможность регистрации плана его хозяйствования и упрощения процедур получения страхования, финансирования и обоснованной величины государственных компенсационных выплат.

В-четвертых, требуются неотложные меры экономии. Для чего ежегодно тратить 6 млрд долл. бюджетных средств на всех без разбора и по чуть-чуть? Эти деньги утекают как вода в песок. Наш рост объемов производства может быть в 20 раз больше нынешнего.

Вот несколько цифр. Сегодня оборот всей нашей сельской экономики равен 150 млрд. долл., из них 40 млрд приходится на производителей сельхозпродукции, 80 млрд — на переработку и пищевую промышленность, оставшиеся 30 млрд уходят на импорт недостающего продовольствия. Но потенциал наших земель таков: производители — 1 трлн долл., аграрная промышленность — 2 трлн долл. Если в Германии на 17 млн га оборот сельской экономики составляет почти 300 млрд долл. и в ней заняты 2,5 млн. человек, то почему же Россия, располагающая в 13 раз большим запасом плодородных земель, не может создать сельскую экономику с аналогичным размахом в 3–4 трлн долл. и занятостью, только в сельской экономике, - 25 млн. человек. И при этом, дать работу многим миллионам людей в других смежных отраслях?

Для этого нужна: система регистрации каждого проекта освоения земель и перерабатывающего производства; система квотирования, гарантирующая каждому адресную господдержку, но в объемах, востребованных внутренним и внешним рынком. А эти объемы должны стать результатом возобновления государственного планирования в АПК.

В Японии имеется план-пятилетка как ориентир для бизнеса, в Китае, помимо пятилеток, — план-двадцатилетка. И нам давно пора возвращать планирование в сельскую экономику в непростых условиях стихийных рынков. Это должно быть планирование «от земли», от потенциального числа новых «рабочих мест» и упреждающих инвестиций в инфраструктуру села, и исходить оно должно от муниципалитетов сельских поселений как базового уровня восстанавливаемой системы государственного планирования в АПК.

Базисом государственной системы планирования выступают исключительно схемы землеустройства муниципалитетов, как механизм исследования, планирования рационального (экономного) использования и охраны земли для целей сельскохозяйственного производства. Разработка схем землеустройства восполнит недостаточные для села, и тем ущербные, градостроительные документы территориального планирования сельских поселений. А чтобы это стало возможным необходим новый ФЗ «О землеустройстве», который станет, по сути, Аграрным кодексом, наравне с существующими Градостроительным, Земельным, Лесным и Водным кодексами.

В-пятых, требуется преобразование исполнительных органов власти, перераспределение полномочий и создание соответствующих служб. Нам крайне необходимо восстановить Земельную службу, ликвидированную в пресловутые 90-е годы либеральных реформ. Сегодня она необходима для создания земельного базиса экспортоориенти­рованной аграрной политики России.

В-шестых, у нас ничего не получится без взаимодействия и солидарности правительственных министерств, парламента, муниципалитетов, институтов гражданского общества, производителей, ученых и экспертов. Речь идет о том, что если каждый осознает и поддержит ценность такой программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований в стране, можно будет говорить о солидарности нации. С целью содействия и поддержки такой солидарности мы создали и сегодня разворачиваем в более чем пятидесяти субъектах Российское переселенческое движение «Человек. Земля. Россия». Иначе нам не победить на «поле брани при ВТО».

Поэтому, я желаю нам не бежать с «поля брани» за нашу Россию, а всем вместе, солидарно, подумать: как нам облачиться в достойные «доспехи» Победы, как нам оживить народную волю и дать ей реализоваться на деле!

Благодарю, всех кто меня услышал, за понимание, за ваше время, отданное вами на благо России. И с Богом!

Андрей ГУСЬКОВ  
председатель Союза землеустроителей России 
и Российского переселенческого движения 
«Человек. Земля. Россия»


Об итогах форума - смотреть...

 

Вернуться: Информация