Муниципальная Россия 2011

 

19 октября Председатель Совета директоров Союза Росземпроект Андрей Евгеньевич Гуськов выступил с докладом на Четвертом национальном инвестиционном форуме «Муниципальная Россия».

В докладе впервые публично излагаются принципы и идеи новой земельной и промышленно-аграрной политики, которые будут включены в «Российский проект», разрабатываемый Российским социал-консервативным союзом, как программа, предлагаемая Россией для стран Таможенного Союза, Единого экономического пространства и, в дальнейшем,  –  Евразийского Союза.


 

Выступление Председателя Совета директоров Союза землеустроителей России, Члена экспертного совета аграрного комитета Государственной думы Российской Федерации, Гуськова Андрей Евгеньевича.

Я приветствую Вас,  уважаемая аудитория, Я здесь нахожусь по приглашению Вячеслава Степановича Тимченко
Дело в том,  что в течение последних пяти лет внутри  партии «Единая Россия» происходила внутрипартийная дискуссия между тремя ее клубами – Национал-патриотичным клубом, клубом социал-консервативной  политики и клубом консервативно-либеральной политики.
 


По итогам данного обсуждения  в сентябре был создан социал-консервативный союз. В недрах его сейчас формируется так называемый российский проект, призванный решить три основных вопроса. Первое, это поднять дух российской нации. Второе - внедрить новую систему планирования на территории Российской Федерации с учетом ее естественных природных возможностей, в  том числе кластерной системы, и третий момент это возможность интеграции со странами таможенного союза и дальше странами евразийского союза. Мое выступление  будет по теме сегодняшнего форума «Россия. Глобальный инвестиционный проект.» В частности, я буду говорить о переходе национальной доктрины продовольственной безопасности к евразийской доктрине, с  возможностью кормить 25% населения мира и о роли муниципалитетов сельских территории.. Я думаю это будет вам интересно. Изначально я выражаю полную надежду на успех нашей российской доктрины продовольственной безопасности, а далее и евразийской доктрины продовольственной безопасности, которая позволит нам сообща, объединив усилия кормить четверть населения мира. Действительно, пятая часть территорий  Африки голодает, из них 50% населения. На двух пятых голодает 30%, на 1/5 20% и только пятая часть африканского континента ест досыта - это ряд стран Африки, таких как ЮАР, часть Египта, часть Туниса, Ливии, только они, часть населения едят досыта. Остальные люди испытывают недостаток в продовольствии. Да в этих странах нет еды, но есть главное – ресурсы. Нефть, газ, руды, драгоценные металлы. Лукойл начал добычу нефти на африканском континенте. Это сложно, высокотехнологично, на глубине трех километров, но это возможно. Африке есть чем платить за продовольствие. Китай знает это, Китай усиливает экономическую интеграцию со странами Африканского континента. То же самое страны Латинской Америки, их западная часть. И ряд стран АТС у них нет продовольствия достаточно, но есть ресурсы. Наконец пример сам Китай. Китайцы съедают 250 млн. свиней в год. Россияне 40 млн. свиней. Нация Китая растет - на какие дополнительные ресурсы, источники продовольствия она рассчитывает?  Уже к 2020 году население мира составит из сегодняшних 7 млрд. - 8 млрд. человек в 2050-м нас будет 12 млрд., то есть спрос на продукты питания возрастает. Цены растут, вы это видите. А при этом площади продуктивных земель, откуда все это произрастает, уменьшаются в среднем до 2% в год за счет деградации земель. Естественной деградации и за счет последствий использования интенсивных технологий в хозяйстве. Создается так называемый геополитический пресс. Сверху давит растущее населения мира, а снизу площади земель уменьшаются. То есть давление на единицу площади возрастает. Это новый вызов для России. Почему? У нас 2% населения мира, а площадей у нас 20% мировых запасов продуктивных земель. Нам задают вопрос: «А как вы их используете?» и «достойны ли вы использовать эту землю? Что мы можем противопоставить такому прессу? Мы можем противопоставить новую земельную и аграрную политику, экспертно-ориентированную политику России с участием муниципальных органов сельских территорий Российской Федерации, которая становится передовой модернизацией России  в ближайшие 10 лет. Партия «Единой России» на прошлой неделе сделала заявление в поддержку инициативы Владимира Владимировича Путина по Евразийскому Союзу, где обозначила земельный вопрос как основной, способствующий интеграции стран таможенного союза, а далее стран евразийского союза.
Одной из моей публичных должностей является председательствование в Союзе землеустроителей России, Союз «РОСЗЕМПРОЕКТ». Союз, который после разрухи 90х годов опять воссоединился в земельный общероссийский трест,  насчитывающий более 60 старейших землеустроительных институтов и предприятий во всех аграрных субъектах Российской Федерации.
 


Тот трест, который до разрухи 90х годов осуществлял развитие нашей земельной сферы – колхозов, совхозов и 140 тыс. населенных пунктов, которые сегодня деградируют, по-тихонечку вымирают,  вчера и составляли тот каркас  нашей суверенной территории страны. Есть те, кто не верил в подобное восстановление, но факт – налицо. То есть «РОСЗЕМПРОЕКТ» существует это бывшая земельная служба России. Она собрана и консолидирована. Наши коллеги в странах таможенного союза тоже сохранились. Они ждут нового формата интеграции. Одним из немногих источников, достоверной информации о землях являются архивы наших предприятий институтов. Последние данные - это земельный баланс страны, сколько мы имеем и чего у нас существует на 1993 год, тот год, когда началась земельная реформа страны, когда неолибералы стали делить данную землю.
К сожалению, за все эти годы, инвентаризация земель и ее обследование не проводилась, поэтому те сведения, которые сегодня являются якобы неофициальными, это экспертные данные, так называемые «кто во что горазд». Но одно бесспорно – Россия владеет 9% пашней мира и минимум 40% черноземов мира, слой которых в среднем 1,5 метра формировался природой из расчета 1 см -100 лет. 15 000 лет ушло у Господа на формирование того, что мы называем продуктивный запас земель России, составляющий 20% мирового запаса.
Если запасы нефти и газа измеряются в баррелях, то продуктивность земель измеряется в тоннах. Сколько можно получать в тоннах с каждого гектара земель? В условиях поддержания продуктивности за счет естественных природных условий, то есть сев. оборот без вложения денег. Это и есть возобновляемый ресурс наш, богатейший ресурс России. Вместе со странами таможенного союза этот объединенный запас должен уже составить не 20%, а 25-27% мирового. Основание есть для интеграции – кормить четвертую часть населения мира. Но Россия и потенциально готова обеспечить продовольствием 1,5 млрд. человек. Так считают российские ученые в россельхоз академии, так считают эксперты всемирной продовольственной организации, которые говорят- ваш показатель 2 млрд. на что вы должны выйти, это ваши возможности. В настоящий момент мы вышли на 140 с небольшим миллионов человек, из которых на 150млрд долларов в год съедаем еды, из которых 40 млрд. мы завозим по импорту. То есть мы себя не можем пока обеспечить. Поэтому наших ресурсов земельных достаточно, 10 максимум 15 % достаточно чтобы кормить свою нацию, российскую нацию. Остальное это так называемый наш земельный фонд, который с точки зрения собственных потребностей нам не нужен. То есть это должна быть четкая экспертная ориентация. Пока же мы этот резерв или проедаем бездарно, совершенно бездарно или же вовсе не используем. Земли наши зарастают. Это многие знают. Далеко ходить не надо. Недалеко от Москвы мы эти земли называем дипломатично «под парами». Поэтому из 40 млн. свиней, которые мы съедаем, 20 млн. завозят по импорту из-за границы и то что кормовая база страны в состоянии обеспечить каждые 10 млн. гектар-угодий - это 50 млн свиней в год. В деньгах это примерно 40 млрд. долларов экспорта, приток на ваши территории. Этого сейчас нет. Всего же у нас, так называемых земель  «под парами» 70 млн. гектаров  из 220 млн.. Вот сегодня Черноземье-  Псковская, Смоленская, Новгородская да многие области, Костромская в состоянии обеспечить 70 млн. гектар угодий. Выпас 350 млн. свиней ежегодно на растущий рынок потребления вот именно этого вида мяса. В деньгах это 300 млрд. долларов в год. Сопоставимо с экспортом нефти и газа, правда? Причина? Почему это не происходит? Мы не совершенно знаем свои земельные ресурсы и их колоссальные возможности. У нас нет современной системы долгосрочного земельного планирования. Нет ее. У нас нет того, кто это может сделать массово, эту систему инвестиционного планирования, у нас нет системы инвестиционной службы, которая есть во всех, абсолютно во всех развитых странах мира.
У США земельной политикой занято  специальное бюро по землеустройству в составе министерства внутренних дел. В Новой Зеландии, в Германии, во Франции – везде есть эти структуры. Нет только в России. У нас их попросту нет. Земельную службу уничтожили в конце 90х годов. Ну а на нет, как известно, и суда нет. Но нас это не должно устраивать. И нас это не устраивает.
Аграрный вопрос у нас безусловно решается. И из такт, политики и мпортозамещения было объявлено ранее, он реализуется. Но теперь для того, чтобы мы могли досыта есть не 150 млрд, а 200 млрд. долларов в год российская нация, по доступной цене, чтобы освоить эти резервные земли нам необходимо начать другую политику. Политику направленную на экспорт продукции с данных земель. И перед нами стоит острый вопрос – как обеспечить данный масштабный процесс, где взять деньги, где взять технологии, человеческий ресурс. На него даже дан ответ странами-экспортерами продовольствия - необходим переход от импортозамещения к экспортно -ориентированной аграрной и земельной политике в России. Необходимо поддерживать не всех без разбора субсидиями, лодырей, неэффективных землепользователей, да тех кто просто бездарно относится к земли и выжимает  из нее последние жизненные соки, необходима дифференцированная адресная поддержка землепользователя, переработчика, экспортера, чтобы он знал, что в рамках квоты данные государства по объему производства ему гарантирован набор мер – гос. поддержки, ввиде субсидирования, кредитования и налоговых каникул. На период освоения земель. Это сложно. Но возможно. Многие страны это сделали. Хватит России, извините меня, «вешать» как говорится «на уши», что Европа вскоре откажется от квот на производство аграрной продукции. От экспортно-ориентироанной своей политики. Откажется от европейского социализма. Этого не будет. И навязывать России неолиберальные сверхрыночные безумия так называемые. Пришло время иметь России социально-ориентированную консервативную земельную политику. Как живую основу воссоединения трех понятий «Человек. Земля. Россия.» и соединить ее с новой экспортно-ориентированной аграрной политикой. Вот тогда мы получим воистину живую и полнокровную промышленно-аграрную инновационную экономику, получим устойчивое развитие сельских территорий, которое составляет 97% площади нашей России.
Каковы основные черты социальной политики и что от этого получают муниципалитеты. В первую очередь в основе такой политики должно быть государственное регулирование всего комплекса земельных отношений. По всем семи его плоскостям и оно нам нужно не для того, чтобы сделать государственное вмешательство излишним в гражданский оборот земель, а для того, чтобы стать с основной частью новой социальной экономической политики. Для того чтобы обеспечить реализацию программ освоения земель, сбалансированного развития регионов, чтобы обеспечить поддержку депрессивных и малых городов и населенных пунктов. Создать промышленно-аграрный региональный класс традиционного типа.
Уже год существует партийный проект «Единая Россия» мы называем «ПАРК» промышленно-аграрный региональный класс  в Омской области. Его результат это инвестиции, они  составили более млрд. Евро. Построен уже био пластырь так называемый,  точнее внутренняя цена на него 100 долларов, экспортная 200 превращается в этом классе за счет переработки в 1600 долларов США каждая тонна зерна. Это реально,  программа уже работает. Сейчас вопрос идет о масштабировании по всей стране на российских территориях российской Федерации.
 


Итак, коротко основные 7 плоскостей и что получают муниципалитеты от этого.
Земельно-учетные отношения. Необходима ежегодно разработка земельного баланса страны. Которого у нас сейчас нет. Пока его нет, муниципалитеты имеют право воспользоваться возможностью статьи 4 федерального закона о землеустройстве и заказать разработку схему землеустройства территории муниципального образования в качестве земельно-инвестиционного и при этом научно-обоснованного дополнения к схеме территориального планирования. Это возможно сделать. Что вы получаете? Вы проводите инвентаризацию земель. Вы понимаете их площади и потенциал, выраженный в сценариях развития данных земель в тоннах и в деньгах. Вы понимаете сумму налоговых поступлений, число рабочих мест потенциальных на своей территории. Плюс вы понимаете объемы затрат по социальной инфраструктуре своей, которые необходимы.  То есть нужно идти от земли,  от рабочего места, а не сверху вниз - снизу вверх. Вы понимаете в каком направлении развивать свою территорию. Вы можете сделать так называемое сельскохозяйственное зонирование, это как  будущая основа ограничения по использованию земель, перевода разных категорий и соответственно с целью выполнения ваших программ муниципального развития. Плюс вы можете получить на основании этого материала схемы землеустройства, данные для изменения государственной кадастровой стоимости сельхозземель.  Если  вам это необходимо. Для этого «РОСЗЕМПРОЕКТ» разработал специальное программное обеспечение, которым можно воспользоваться. По сути вы создаете инвестиционный паспорт своей территории муниципального образования. Реальный паспорт. По которому вы можете сами развивать привлекая соответственно кредиты, работая со своими местным фермерами-производителями или же привлекать инвесторов под этот паспорт. Людям понятно куда вы их зовете, какие объемы, что вы обещаете на своей территории.
Второе направление это земельно –регитационное отошение. Предполагается субсидирование, оформление земельных участков выдела земельных долей по паевой земле на 2012 год. Минсельхоз выделил 1,4 млрд. на эти цели. Этими деньгами вы сможете воспользоваться с 1 июля следующего года. В рамках новых поправок к земельному законодательству. Ну я понимаю что это актуально когда 3 млн. гектар, а у нас задача 90 млн. гектар. Ибо за прошедшие  18 лет невидимая рука, невидимая голова у невидимого рынка так и не появилось и то есть у нас из 115 млн паевой земли не оформлено 90 млн. гектар. Не поставлено на учет этой земли. Соответственно нужно больше средств на это финансирование. В течении 2х лет Минсельхозом с участием РОСЗЕМПРОЕКТА провалилась работа по разработке нового порядка образования данных земельных участков, принятой соответствующим образом методической рекомендации утвержденной на прошлой неделе. Как оформлять невостребованные, вымышленные  земли и ставить их на  баланс муниципалитетов с целью дальнейшего введения их в оборот. Методические рекомендации под номером они полностью регулируют закон 435 от 29 декабря поправки к земельному законодательству. «РОСЗЕМПРОЕКТ» берет на себя обязательство сопроводить эти нововведения. Мы для этого подготовили соответствующие соглашение между нами и ВСМС в рамках которого я скажу несколько пунктов чем вы можете воспользоваться. 1) пройти ускоренное обучение и переподготовку в объеме 72 часа специалистов земельных служб, специалистов муниципальных образований на базе Государственного Университета по землеустройству и его 55 региональных кафедр кадастрового землеустройства в вузах российской федерации.2) вы можете получить бесплатные консультации по вопросам практического применения данной методики по оформлению земель, которая выпущена Минсельхозом России, используя наши региональные подразделения «РОСЗЕМПРОЕКТ» они есть на сайте. 3) вы можете получить бесплатные консультации по формированию, правильному формированию муниципальных заказов на проведение землеустроительных кадастровых работ с целью формирования проектов межевания земель. Дело в том, что нами предусмотрено изначально формирование в методике таких массивов земель, которые сразу можно вводить в оборот и создавать аграрные предприятия, а не с целью формировать фрагментарные кусочки которые изначально убыточно и даже не стоит браться за их развитие. Эти возможности даны муниципалитетам. То есть для того чтобы они формировали свои малые земельные политики. Воспользуйтесь этим.
По земельно-правовым отношениям необходимо установить четкие нормы по охране продуктивных земель. Мы дали основные параметры методики отклонения от которых позволяет вам изымать данные земли вместе с Россельхознадзором. Изымать, продавать через аукционы, радивым эффективным собственникам от неэффективных собственников. Но в каждом субъекте свои природные особенности соответственно будут утверждаться эти нормы на уровне субъектов. Можете уже с ними начать консультации.
По земельно-оценочным отношениям я сказал, вы можете объединять государственную кадастровую стоимость сельхозземель, используя специальное программное обеспечение, которое разработано «РОСЗЕМПРОЕКТ». Обращайтесь.
Земельно-экономические отношения. Вам необходимо начать у себя разрабатывать механизмы управления своим муниципальных агропродовольственным балансом. Балансом производства потребления и условно говоря экспорта внутрь России и за пределы России. Для того, чтобы в рамках сказанной будущей системы стратегического планирования Российской Федерации муниципалитеты были встроены в систему – федеральный, региональный, муниципальный уровень. Это очень важно.
По земельно-организационным отношениям. Значит мы предлагаем переименовать Министерство сельского хозяйства в Министерство продовольствия сельского хозяйства и развития  - Минпродсельхозразвитие. Для того, чтобы данное министерство обладало должными, как функциями, так и ответственностью за комплексное выполнение задач развития сельских территорий. В его основе лежит аграрная новая сельская экономика.
По земельно-контрольным отношениям. Необходимо создание на переходный период 6 лет данной программы образовать новый контрольный надзорный орган в сфере развития сельских территорий, их землеустройства и экспорта продовольствия. Масштабного экспорта. Мы говорим о привлечении 400 млрд. долларов с ваших сельских территорий. Сопоставимо с нефтью и газом. Эта служба может называться – Россельэкспорт.        
Мы полагаем, что подобное государственное регулирование земельных отношений позволит к 2017 году выполнить не только национальную доктрину продовольственной безопасности, чтобы наша нация ела досыта, но и перейти к реализации евразийской доктрины продовольственной безопасности стран евразийского пространства, а к 2022 году Россия и Евразия даже ставят себе задачу выйти на соотношение экспорта нефти и газа наших стран с продовольствием как  1 : 1. И эти задачи во многом решение их будет зависеть от вас, от муниципальных органов власти сельских территорий.
Земля была есть и будет основой любых преобразований – экономических, социальных, духовных. Петр Николаевич Столыпин говорил, что земля это залог нашей силы в будущем. Земля это и есть Россия. И сегодня когда Путиным Владимир Владимировичем четко  указан вектор перехода от таможенного союза к единому экономическому пространству и созданию евразийского союза, когда партия «Единая Россия» четко заявила земельную сферу, как основную для интеграции наших стран ибо труд,  уклад и традиции близки народам абсолютно всем стран евразийского пространства. Нам необходимо не бежать от решения земельного вопроса, а решать его. Ибо мы отстали в нем на 20 лет от развитых стран. Нужно консолидировать усилия бизнеса, власти, общества и партии. И перепрыгнуть эту пропасть отставания за 5-6 лет. Совместно перепрыгнуть.  Иначе Россия и Евразия попадет в экономическое рабство более развитых геополюсов мира. И нас по сути сомнут за счет обладания такими колоссальными землями, другой голодный мир.
Полагаю что найдутся скептики у данной программы, как говорят критики и слева, и справа, но одно могу сказать – подобные программы удались развитым странам мира и им удалось разработать новую земельную и совместить ее с аграрной политикой. Это США, Канада, Германия, Новая Зеландия. Если обратиться на опыт Столыпинских преобразований 100 лет назад, который дал экономические результаты колоссальные. Начинаешь понимать уместность такой политики, ее социальную и экономическую состоятельность. Только так мы вместе создадим перемены, перемены здравые, которые соединят в себе три важнейших понятия: «Человек. Земля. Россия».  Давайте вместе сделаем это движение вперед по укреплению российской государственности хранящей святую веру и с Богом вас! Спасибо!
 


 

Резолюция Четвертого Национального Инвестиционного Форума
«Муниципальная Россия 2011»
Дата проведения: 19-21 октября 2011г.
Место проведения: г. Москва,
Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ

 Скачать:
 


 

 

Вернуться: Информация