Освоение «пустых пространств» России

 

22 апреля 2012 года Российским социально-консервативным союзом была проведена конференция  «Вопросы совершенствования механизма поиска и сопровождения общественных инициатив, как инструмента обратной связи»

На конференции с докладом «Возможности Северо-Запада при реализации политической доктрины В.Путина по освоению «пустых пространста» России» выступил  Председатель Совета директоров Союза комплексного проектирования и землеустройства сельских территорий, член экспертного совета Государственной Думы по аграрным вопросам, Гуськов Андрей Евгеньевич.


Председатель союза землеустроителей России, председатель российского переселенческого движения «Человек. Земля. Россия», Гуськов Андрей Евгеньевич.

Выступление на СПб конференции Российского социально-консервативного союза по совершенствованию механизма поддержки общественных инициатив СЗФО:  

Сретение общественной инициативы и политической доктрины В.Путина
в вопросе освоения «пустых пространств» России»
 

Я рад вас приветствовать уважаемая аудитория от имени Союза землеустроителей России, созданного в 2007 году и являющегося единственным наследником Земельной службы, существовавшей как в Имперской, так и Советской России, но бездумно расформированной либеральными реформаторами в 1990-е лихие годы. Нам 185 лет, и для нас это были годы масштабных земельных и аграрных преобразований Государства Российского. Они включали в себя - землеустройство присоединенных российскими царями новых территорий, Столыпинское переселение и освоение земель, коллективизацию времен СССР и новый этап, пока так и не давший ожидаемого результата, - 20-летняя земельная реформа Современной России.

До провозглашения советскими идеологами жесткого атеистического тезиса, о том, что «религия – опиум для народа», каждый землеустроитель приносил клятву верности нравственности в предстоящих ему землеустроительных деяниях на Библии. Полагаю, что впредь, так и будет, мы восстановим традицию клятвы верности нашему высшему нравственному закону. Ибо земля – это основа любых экономических, социальных и, что важно, духовных преобразований нашей политической, русской, российско-евразийской нации.

В настоящее время Союз располагает наиболее полной и достоверной информацией о состоянии земельного фонда России. В Советской России – мы составляли земельный баланс страны. Сегодня, в Современной России, мы являемся соавторами ежегодного доклада Минсельхоза перед Правительством РФ о состоянии земель.

Проблемные цифры на лицо. За 20 лет число населенных пунктов сократилось с 153 тыс. до 133 тыс. и это помимо тех, где табличка с названием есть при въезде, но люди там уже не живут. Из 220 млн. га плодородных земель в официальную статистику попали 40 млн. га как не используемые земли, но по нашим расчетам таких земель не менее 70 млн. га, т.е. треть лучших плодородных земель страны. Напомню, что это 20% мировых запасов гумуса, откуда все произрастает. Исчезновение рабочих мест на этих территориях сегодня привело к их экономическому и демографическому запустению .

Это и есть «пустые пространства», о необходимости масштабного освоения которых заявил В. Путин в новой политической доктрине «физического и духовного роста России».

Думаю, такие проблемные, «пустые пространства» есть и на Северо-западе России, и чтобы убедиться в этом, нет нужды забираться в Псковскую, Новгородскую области и другие отдаленные места, найти их можно в непосредственной близости от Санкт-Петербурга, в Ленобласти.

Как видите, намерения заявлены серьезные – это посыл сверху в политической форме, а есть ли инициативы снизу, есть ли содержание для этой формы, - народное наполнение?

Да, есть, и следующая короткая «история» об этом. С 2007 года, после воссоздания Союза землеустроителей в его недрах зародилась общественная инициатива по формировани ю масштабной программы аграрно-земельных и переселенческих преобразований Современной России, с учетом Столыпинского опыта Имперской России, но на базе научной школы Советской России. Так возникла комплексная - научно-методологическая, общественно-политическая инициатива.

Работа была организована в формате, как сегодня модно говорить, - «открытого правительства». Мы же назвали это системой интегративно-комплексного информационного взаимодействия в непростой структуре нашего государственного управления . Кстати, в дальнейшем, мы так и назвали свое программное обеспечение, разработанное совместно с научными лабораториями РСХА (Россельхозакадемии), как ИКАС: интегративно-комплексная автоматизированная система землеустрои­тельно-инвестиционного проектирования АПК и территорий.

Речь шла о создании взаимных, сквозных связей на всех уровнях государственного устройства, которые бы, в итоге, замкнулись на «народную почву», чтобы принять народное волеизъявление, понести его и быть способными его реализовать. С этой целью в течение 4 лет было создано, образно выражаясь, 7-этажное «общественно-государственное здание» взаимодействия структур , в котором:

•  Первый этаж – это Администрация Президента. Союзом проводились консультации об уровне «риторики» в вопросе освоения заброшенных земель; получен грант на изучение проблем и разработку механизма трудовой аграрной миграции на примере 15 пилотных субъектов, сейчас эти работы идут к завершению .

•  Второй этаж – это Правительственные министерства. Минсельхоз – под председательством министра создан совет по рациональному использованию и госмониторингу сельхозземель; заместителем стал Президент нашего Союза – Волков С.Н., ответственный в РСХА за экономику землепользования, на совете рассматриваются основы новой аграрной и земельной политики, разрабатываются стратегии ее реализации; в частности, утверждена методика работы с паевыми землями для завершения земельной реформы. Минэко в лице Росреестра – вопросы методологии, картографии и кадастра земель, при этом часть работ по госзаказу выполняют члены нашего Союза. Минрегион – взаимодействие по согласованию градостроительных схем территориального планирования со схемами землеустройства межселенных сельских территорий, к которым относятся 98% площади земель России; схемы землеустройства будут разрабатываться по нашим методикам. Антимонопольная служба – член совета директоров нашего Союза входит в совет по вопросам АПК и сельхозземель.

•  Третий этаж – это Парламент. Госдума – зампредседателя совета директоров Союза руководит научно-экспертным советом Комитета по аграрным вопросам, имеются совместные рабочие группы по тем или иным законопроектам с Комитетом по земельным отношениям, что позволяет заниматься законопроектной деятельностью. Совет Федерации – взаимодействие с Комитетом по агропромышленной политике по законотворческой деятельности.

•  Четвертый этаж – это Регионы и муниципалитеты. Взаимодействие с Всероссийским советом по местному самоуправлению (ВСМС) : создает для нашего Союза обратную связь с 20-тью тысячами муниципалитетов сельских поселений; как результат, при принятии земельных законов, удалось аргументировать передачу с 1 июля 2012 года муниципалитетам полномочий по инициированию ими разработки проектов оформления паевой, в основном бесхозной, земли для постановки ее на кадастр и введения муниципалитетами в хозоборот. С регионами : связь слабая, поскольку только с этого года приступаем к первым пилотным проектам освоения земель в 15 субъектах, есть повод надеяться, что в ближайшее время контакты на регионально-муниципальном уровне упрочатся .

•  Пятый этаж – это Наука и эксперты. Государственный университет по землеустройству и РСХА обеспечивают нам постоянную связь с научной аграрно-земельной школой. В ТПП РФ идет работа в Комитете по АПК, в котором нами сформирован земельный подкомитет.

•  Шестой этаж - Институты гражданского общества. Взаимодействие с РССМ (российским союзом сельской молодежи) и АККОР (ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств и кооперативов): позволяют понять настрой молодежи, как будущих «пионеров» освоения «пустых пространств», и проблемы крестьянства, людей с земли.

В результате тесного взаимодействия в течение 4 лет были подготовлены: методология развития сельских территорий, необходимая информационная система; внесен ряд важных изменений в земельные законы; на базе Союза в 60 субъектах подготовлена разветвленная землеустроительная структура Евразийской земельной корпорации (ЕЗК), которая способна приступить уже завтра к реализации программы освоения «пустых пространств».

Безусловно, мы проводили консультации относительно своей программы с различными политическими силами. С новыми либералами, с которыми у нас принципиальные разногласия в подходе к решению земельного вопроса : мы не согласны с их желанием пустить сельхозземли в неконтролируемый государством оборот, схожий с оборотом сырья или суррогатных финансовых деревитивов. С левыми, с которыми у нас социально ориентированные цели совпадают, но механизм их достижения – различен: мы не согласны с коммунистической утопией огульной национализации и коллективизации, что , по нашему мнению, ведет к усилению иждивенчеств а и потере конкурентоспособности нации.

С центристскими силами: с Центром социально-консервативной политики (ЦСКП), как одной из трех возможных в будущем идеологических платформ партии ЕР. И с Российским социально-консервативным союзом (РСКС), с которым мы взаимодействовали осенью-зимой 2011 года при подготовке раздела развития земельных ресурсов для «Российского проекта для Евразии», как механизма обустройства евразийского пространства на платформе социально-консервативного мировоззрения.

В результате наша рабочая группа «по развитию земель» из 50 человек создала: 1) концепцию и основы новой экспортоориентированной аграрно-земельной и переселенческой политики; 2) ТЗ на будущие законопроекты; 3) дорожную карту в виде программы «Земельный капитал» для каждого переселенца, намеренного осваивать пустые пространства.

Учитывая статусность группы, удалось привлечь к работе лучших аграрно-земельных экспертов России , что обеспечило высокое качество программы.

Сегодня, мы заняты сооружением последнего 7-го, народного, этажа , что позволит приземлить проект освоения «пустых пространств» на «народную почву», р ечь здесь идет о создании Российского переселенческого движения «Человек. Земля. Россия». В стране имеется Российское аграрное движение , объединившее федеральную власть и региональных аграрных политиков, их сфера - аграрная политика. Мы же создаем Российское переселенческое движение , которое объединит власть, отраслевых специалистов системы Росземпроект и народ, являющихся сторонниками идеи рассредоточения 103 млн. человек из агломераций по нашим сельским территориям; наша сфера это, «в одном флаконе»: и переселенческая, и земельно-аграрная политика.

Российское переселенческое движение предполагает решение трех основных задач:

1) первая задача, это пропаганда экологического образа жизни и работы на земле , что подразумевает широкое понимание Экологии: не только чистые воздух, вода, пища, жилище и природа, но и обеспечение «экологии души», как возможность участия в создании нового социо-культурного пространства на осваиваемой, с «чистого листа», территории, тем самым, предоставляя каждому возможность реализовать нематериальные потребности души.

2) вторая задача, это землеустроительная подготовка территории , куда войдет проект ее освоения на основе Схем землеустройства муниципальных органов власти поселений. Эти схемы пойдут в дополнение к обязательным схемам территориального планирования или в их опережение, и дадут ответы на такие вопросы как: потенциал сельской экономики территории, модель организации ее использования, число рабочих мест, требования к инфраструктуре и соцкультбыту, требуемее инвестиционные затраты бизнеса и государства, их окупаемость, налоги в бюджет. Это и есть настоящее ТЭО устойчивого развития сельской территории, которое намерен требовать Минфин с 2013 года с целью контроля эффективности бюджетных инвестиций в социальное развитие села и мелиорацию на сумму 550 млрд. рублей.

3) третья задача, это добровольческая, волонтерская работа по агитации и вербовке людей на переселение из агломераций: неблагоприятных моногородов и мегаполисов, – для бывших военных и полицейских, молодежи с дипломами, матерей-одиночек, безработных и даже пенсионеров, жизненный опыт и посильный труд которых может очень пригодиться на осваиваемых территориях, а также казаков и русскоговорящих мигрантов с евразийского пространства.

Для чего мы это делаем? Вот несколько цифр. Сегодня, оборот всей нашей сельской экономики равен 150 млрд. долларов США. Из него, 40 млрд. – это вклад фермеров , 80 млрд. – это аграрная пищевая промышленность, оставшиеся 30 млрд. – это импорт недостающего продовольствия.

Земельный ресурс России – это потенциальная возможность кормить, минимум, 1,5 млрд. человек, что в прошлом году вынуждена была признать и подтвердить Всемирная сельскохозяйственная и продовольственная организация при ООН – ФАО, ответственная за доступ стран мира к продовольствию.

Если мы сумеем осуществить все это, то геополитический вес России в мире возрастет, соответственно, в 4 раза, и наша нация восстановит свое утраченное былое достоинство.

Но, чтобы это стало реальным, необходимо создание системы Глобального экспорта массового и экологического продовольствия. Требуется землеустроительным образом, за счет сельскохозяйственного зонирования и определения неблагоприятных территорий, а также территорий нацеленных на экологическое производство, решить проблему ограничений, возникающих после вступления России в ВТО. Это нам позволяют сделать размытые границы пунктов 12-13 соглашения о вступлении в ВТО. Без ВТО Глобальный экспорт продовольствия для России был бы невозможен. И кончено, принципиальным является обеспечить каждому желающему гражданину нашей нации доступ к земле (которая сегодня учтена государством лишь на 20%!!), к переселению, к технологиям и финансам, к условиям жизни 21 века.

Вот поэтому, мы в течение 4 лет инициативно строили свое «общественно-государственное» здание для разработки и осуществления масштабного освоения «пустых пространств», имеющих такой колоссальный природный потенциал.

Сейчас идет работа по строительству 7-го, народного, этажа, - в более чем 50 субъектах учреждаются региональные отделения Российского переселенческого движения. Это не формальные и случайные люди, это будет интересный и стойкий социальный сплав. Из административно подкованных людей, способных взаимодей ­ ствовать с региональной властью, естественно, под уже тогда «раскрытым» федеральным политическим «зонтиком» доктрины В.Путина. Это сплав из отраслевых специалистов, которых мы, в эксклюзивном порядке, наделим всем инструментарием землеустроительно-инвестиционного проектирования земель, по государственным и частным заказами освоения сельских территорий. Это сплав из тех, кто разделяет нашу программу и готов стать ее сторонником или даже волонтером, кто готов стать «пионером» освоения наших территорий, как когда-то это осуществляли наши отцы и деды, создавая в поле БАМ и Магнитку.

Это активные люди новой формации, каждый из которых становится «экочеловеком» - творческой личностью, активно преобразующей природу и созидающей себя. Он принимает на себя творческий подвиг и служение высшим идеалам и ценностям своей нации, нравственному и сильному Государству. Он несет на себе творческо-попечительскую миссию на земли России, соединяя в себе вертикаль личного духовного развития и горизонталь развития своей русской, российско-евразийской цивилизации.

В июле сего года мы планируем проведение в Москве 1-го съезда нашего движения, на котором будут утверждены руководящие органы движения и приняты программные документы. Важнейшим вопросом станет принятие политического ориентира, а, по сути, мировоззренческой платформы, чтобы определиться: с какими политическими силами мы будем строить союзные отношения, а от кого нам следует решительно «отмежеваться».

Но уже сегодня, в результате текущей работы по созданию реготделений, становится очевидным , что подавляющее большинство наших членов имеет умеренное левоцентристское мировоззрение. И в его основе лежат 4 принципа развития страны:

•  Социально-ориентированные и планово-рыночные экономические механизмы.

•  Широкая экологическая «повестка дня» работы и жизни на земле.

•  Формирование Евразийской политии – «Евразийского союза» с созданием единой системы землепользования, аграрной, земельной и переселенческой политики.

•  Евразийская миссия – кормить каждого 5-го человека в мире «куском хлеба со стаканом чистой воды», и если понадобится, то и защитить военно-политическими средствами . 

Все сказанное здесь - это пример «Сретения» общественной инициативы с высшей политической волей в вопросе освоения «пустых пространств». Россия 12 лет сосредотачивалась, теперь пришло время рассредоточиваться, осуществить исход из душной, почти рабской, 100 млн. агломерации, на наши свободные и богатые, масштабные территории, иначе это сделают другие нации, как заявил В. Путин в своей политической доктрине «физического и духовного роста России».

Поэтому, я желаю нам не бежать с «поля брани» за нашу Россию , а всем вместе, солидарно подумать, как нам облачиться в достойные «доспехи» Победы, - как оживить народную волю и дать ей реализоваться на деле!

Благодарю, всех кто меня услышал, за понимание, за ваше время, отданное вами на благо России.

И с Богом!

Вернуться: Информация