Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродовольственного комплекса

 

Выступление председателя союза землеустроителей России, председателя Российского переселенческого движения «Человек. Земля. Россия», Гуськова Андрея Евгеньевича на всероссийской конференции «Вступление России в ВТО: преимущества и риски агропродовольственного комплекса».

Видеозапись выступления. Часть 1                                                       

Видеозапись выступления. Часть 2                                                     

Смотреть видеозапись выступления на you-tybe:

Часть 1:  http://www.youtube.com/watch?v=6gdBsutTFqI
Часть 2:  http://www.youtube.com/watch?v=I40JlR3KEGI 

Тема выступления: «От импортозамещения к экспортоориентированной аграрно-земельной политике при ВТО»   

Я рад вас приветствовать уважаемая аудитория. Мне предоставлена честь сделать заключительное, итоговое выступление нашей конференции по проблеме ВТО. Я председательствую в отраслевом союзе, который в отличие от представленных на конференции союзов, не занимается ни зерном, ни молоком, ни мясом. Мы занимаемся землей России, проектированием ее землеустроительно-инвестиционного развития и освоения нашим народом. Я искренне приветствую вас от имени Союза землеустроителей России, воссозданного в 2007 году и ставшего единственным наследником земельной службы Советской и Имперской России. Нам 185 лет, - и для нас это были годы масштабных земельных и аграрных преобразований нашего Государства Российского. Они включали в себя - землеустройство присоединенных российскими царями новых территорий, Столыпинское переселение и освоение земель, коллективизацию времен СССР и новый этап, пока так и не завершившейся удачно, 20-летней земельной реформы Современной России.

До введения советскими идеологами жесткого атеистического тезиса, о том, что «религия – опиум для народа», каждый землеустроитель приносил клятву нравственности на Библии в отношении предстоящих ему землеустроительных деяний. Полагаю, что впредь, так и будет, мы восстановим традицию клятвы верности нашему высшему нравственному закону. Ибо земля – это основа любых экономических, социальных и, главное, духовных преобразований нашей нации.

Сегодня, после оглашения высшим руководством страны намерений о ратификации соглашения по ВТО, у нас возникает выбор: бежать от ВТО или воевать в условиях ВТО. Для нашей нации ВТО становится вызовом глобальной конкуренции, и если примете, - это «поле брани», на котором избежать врага становится невозможным. И в этой брани мы можем проиграть. Но исторически - обязаны победить, ибо от этого будет зависеть успех восстановления нашей политической, русской, российско-евразийской нации. Да и всей евразийской политии, которую мы сегодня восстанавливаем в формате «Евразийского союза».

При таких высоких «ставках», возникает закономерный вопрос: а какое у нас, как у воинов, должно быть обмундирование и оружие, в которое мы должны облечься для ведения брани при ВТО?

В первую очередь, надо определиться с типом обмундирования воина, которое «сшивается» самим содержанием, «нитями» нашей аграрной политики. Это важно, поскольку обмундирование бывает разным для тех или иных боевых условий. Сегодня наше содержание аграрной политики - это «импортозамещение», которое выражается в форме господдержки «всех без разбора и по чуть-чуть», а также барьеры, возводимые нами с использованием таможенно-тарифной политики. Соответственно на сегодня мы имеем «легкое», сшитое «на нитку» обмундирование и «облегченное» таможенно-тарифное вооружение. Это позволяло нам вести разве что внутрироссийские «тренировки», а завтра, по правилам «поля брани при ВТО», это «оружие» отменяется.

Теперь, представьте себе, что вдруг бы нам удалось сделать модернизацию и перевооружить село - за 3 года создать новый технологический уклад, как в Германии, всей российской сельской экономики: и на фермерско-сырьевом уровне и уровне аграрной перерабатывающей промышленности. Тогда, мы бы задействовали все свои плодородные земли – 220 млн. га, которые, как все мы знаем, составляют 9% пашни мира и 40% черноземов мира. Но мало кто оценивают эти земли по числу мировых потенциальных потребителей продовольствия, которое может быть на этих землях произведено.

Поскольку мы владеем 20% мировых запасов гумуса плодородных земель, а это главный показатель - откуда все произрастает, то значит, мы исторически призваны кормить 20% населения мира - 1,5 млрд. человек. Это подтверждено уже не только нашими учеными, но и в прошлом году, это вынуждены были признать и эксперты Всемирной сельскохозяйственной и продовольственной организацией при ООН - ФАО. Именно эта организация занята регулированием доступа к продовольствию стран мира. Поэтому, по причине стремительного роста населения мира и катастрофической деградации земель за последние 30 лет, в силу доминирования интенсивных технологий хозяйствования, как фактор погони за прибылью, ФАО обратило свой взгляд на последнюю продовольственную кладовую мира – Россию. Именно российские земли стали наиболее интересным «трофеем» на образуемом «поле брани при ВТО» после ратификации этого соглашения. И западная полития не постоит за ценой желаемой для себя победы.

…И чем бы закончилась такая наша огульная модернизация, несложно понять, что потерпела бы фиаско. И причина тому, может показаться удивительной – это грядущее колоссальное перепроизводство в АПК. Речь идет об угрозе банкротства целой отрасли, на которую так или иначе завязано треть населения страны. А причина перепроизводства будет одна - не способность осуществить глобальный экспорт массового продовольствия. Сегодня, зерно-сырье-то, всего на 5 млрд. долларов, еле вывозим на экспорт, а что говорить об объемах на сотни миллиардов.

Дело в том, что у нас не поставлена национальная глобальная «боевая внешнеэкономическая задача» в отношении продовольствия, в отличии скажем от углеводородов. Поэтому, у нас не «сшивается» должное «обмундирование»: нет адекватной угрозам межотраслевой координации. При этом, нет содержательной экспортоориентированной аграрной политики. Земельная политика, как важнейшая «подпорка», базис аграрной политики, не сформулирована и отсутствует в виде письменного нормативно-правового документа. Я не говорю уже об адекватной переселенческой политике, без которой обсуждать освоение заросших бурьяном минимум 40 млн. га плодородных земель, вообще иллюзорно.

Нами не готовится необходимое «оружие», - нет адекватных задачам российских государственных зубров бюрократов, в хорошем смысле этого слова, способных уравновесить опытнейших зубров при ВТО, обслуживающих задачи экономии своих стран. У нас не сформирована солидарная российская команда – «войско», в которое должны войти мировоззренческие единомышленники: аграрные политики, экономисты, способные создавать новые экономические модели рентабельного функционирования национальной сельской экономики в условиях ВТО, и юристы по внешнеэкономической деятельности, способные жестко «толкаться локтями» при ВТО и в международных судах в интересах нашей национальной экономики.

Итак, какое обмундирование мы должны себе сшить и во что нам вооружиться? Полагаю, что для ведения «брани при ВТО» русское, российско-евразийское «воинство» должно иметь семь ключевых доспехов:

Во-первых, Шлем, – как ни странно, им должно стать неверие только в свои предпринимательские силы , поскольку нет стран, где бы фермерство и аграрная промышленность были бы предоставлены сами себе в этой брани при ВТО;

Во-вторых, Щит и кольчуга, - ими должна стать, как раз, наша вера в государство , в такое его нравственное и одновременно сильное устройство, которое будет не отделять от себя свой народ, нацию, а составит с ней единую гармонию – политию, поскольку без этого мы утратим в глазах мировых политических наций, и в первую очередь, в глазах западной политической нации, куда входят США, ЕС и клуб арабских суннитских стран, - право на долгое, суверенное существование своей евразийской нации.

В третьих, Броня и нагрудник – ими станут поучение у опытных лиц : нам нужен опыт развитых стран, которые, несмотря на формальные запреты правил ВТО, используют свыше 20 мер господдержки экспорта, включая не только «лобовые» меры, которые и так находятся в «зеленой» корзине, но и другие специфические.

К таким мерам, мы можем смело отнести умение выводить целые территории из под «ока» ВТО. Для этого нам потребуется сделать сельскохозяйственное зонирование межселенных сельских территорий и научно обосновать: зоны с неблагоприятным ведением производства - рискованного земледелия и зоны для экологического производства. Тогда производство на этих территориях может иметь любой уровень господдержки из перечня, помещенного в запрещенную «красную» корзину ВТО. Мы полагаем, что 2/3 сельских территорий России мы будем способны вывести в эти льготные зоны, не нарушая правил ВТО. Ну а если будут возражения других членов ВТО, то мы готовы будем и посудиться, доказав свою правоту.

В четвертых, Пояс - им должна стать новая экономика «экономии» - надо затянуть пояса. Для чего требуется отсечение наших страстных увлечений ежегодной траты бюджетных 6 млрд. долларов на «всех без разбора и по чуть-чуть». Они уходят подобно «воде в песок», а рост объемов производств за 5 лет – лишь 28%, и это при потенциале земель, способных кормить 1,5 млрд. человек. Наш рост объемов производства может быть обоснованно в 20 раз больше.

Вот несколько цифр. Сегодня, оборот всей нашей сельской экономики равен 150 млрд. долларов США. Из него, 40 млрд. – это фермеры, 80 млрд. – это переработка и аграрная пищевая промышленность, оставшиеся 30 млрд. составляет импорт недостающего продовольствия. Но потенциал наших земель таков: фермеры – 1 трлн. долларов, аграрная промышленность – 2 трлн. долларов. Если Германия на 17 млн. га создала оборот своей национальной сельской экономики почти на 300 млрд. долларов, дав работу еще и другим отраслям на 0,9 трлн. долларов, то почему же Россия, располагающая в 13 раз большим запасом плодородных земель не может создать сельскую экономику с аналогичным размахом в 3-4 трлн. долларов. И при этом дать работу другим отраслям, создав там множество рабочих мест.

Для этого нам требуется переход к адресной поддержке каждого фермера и аграрного переработчика - нужна система регистрации каждого проекта освоения земель и перерабатывающего производства; нужна система квотирования, гарантирующая каждому адресную господдержку, но в объемах, востребованных внутренним и внешним рынком. А эти объемы должны стать результатом возобновления государственного планирования в АПК.

В Японии есть план-пятилетка как ориентир для бизнеса, в Китае уже план-двадцатилетка, и нам давно пора возвращать планирование в сельскую экономику в условиях стихий рынков. Это планирование «от земли», от «рабочих мест», это «краеугольный камень» всей сельской экономики, и это планирование вытянет за собой обновленное социально-экономическое планирование сельских территорий и создаст условия работы и жизни на земле, которые сегодня ограничены недостаточными для сельской территории, а потому «ущербными», градостроительными схемами территориального планирования.

В пятых, Обувь – нам должно стать удобно воевать – быстро перемещаться по «полю брани при ВТО», поэтому речь должна идти в требуемых преобразованиях исполнительных органов власти, перераспределении полномочий и создании соответствующих служб. Нам крайне требуется восстановление Земельной службы России, ликвидированной в лихие 90-е годы либеральных реформ, которая сегодня необходима для создания земельного базиса экспортоориентированной аграрной политики России.

В шестых, Шпоры – это способность отгонять от себя нерадение в брани при ВТО. И это достижимо, если мы будем подстегивать и поддерживать друг друга, если у нас возникнет солидарность: правительственных министерств, парламента, регионов и муниципалитетов, фермеров и производителей, науки и экспертов, институтов гражданского общества и простого человека. Речь идет о том, что каждый поддержит ценность такой программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований в стране, речь о солидарности нации. Только тогда и возникнет, настоящее, качественное, свое «суверенно-открытое правительство», не на словах, а на деле.

И последний, ключевой, доспех - Мечь и Копье, - это молитва Богу и полная решимость победы. В ходе «брани при ВТО» нам потребуются победные ориентиры, которыми всегда служили для нашей политической нации высшие ценности: свобода в ответственности, солидарность всех слоев, и безопасность, а также главная производная всех трех ценностей – справедливость. Источником же этих ценностей, вот уже на протяжении 500 лет, со времен Ивана Грозного, являются наши религии как сакральные центры жизнеспособности и легитимности нации, среди которых есть главный сакральный центр нашей политии – это Православие. Сакральный центр занят охранительством эталона высших духовно-нравственных ценностей нации и не дает никому его изменить, поскольку именно он определяет «что есть добро, а что зло» для нас.

Поэтому, наш победный настрой на достижение высших ценностей как понимание «что угодно Богу, а что нет» дает нам внутренний мир, спокойствие в сердце и силы все преодолеть.

В Библии, которую чтут абсолютно все ключевые политии мира, сказано: «Облечетесь во все оружие Божии, чтобы стало возможно вам стоять против козней дьявольских». Эта установка Бога близка нашей нации, она позволяла на протяжении веков обращать врагов вспять, посрамлять их и побеждать нам во всем своем совершенстве.

Поэтому, я желаю нам не поворачиваться и не бежать спиной к ратифицируемому «полю брани при ВТО», а лучше подумать, как сшить себе достойные доспехи для победы!

Благодарю, кто меня услышал, за ваше понимание, с праздником Христова Воскресения вас и ваши семьи, и с Богом!

Вернуться: Информация