Предложения Рабочей группы по земельно-аграрной и переселенческой политике

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Рабочей группы по земельно-аграрной и переселенческой политике 
Научно-экспертного совета при Комитете ГД РФ по аграрным вопросам 
О законодательных мерах, направленных на корректировку земельно-аграрной политики 
в рамках подготовки к присоединению к ВТО 

№ п/п

Наименование федерального закона

Предлагаемые изменения

Вопросы, решаемые в рамках процесса присоединения к ВТО

1

«О землеустройстве»

 

(а также соответствующие поправки в ФЗ «Земельный кодекс» и ФЗ «Градостроительный кодекс»)

Разработать и принять поправки в ФЗ «О землеустройстве», которые создадут правовые основы для зонирования земель сельскохозяйственного назначения, создания зональной системы землепользования и ведения сельского хозяйства, включающие в себя:

1) отнесение отдельных обособленных территорий, обладающих схожими характеристиками, определяющими их неблагоприятность для ведения сельского хозяйства, включая определение степени их неблагоприятности (в виде пороговых уровней в целях установления соответствующей им регрессивной шкалы выплат) в разрезе отдельных регионов (территорий, земельных участков) в соответствии с требованиями п. 13 (Выплаты по программам региональной помощи) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО;

2). отнесение отдельных территорий (земельных участков) к числу регионов, в которых землепользователям может быть предоставлено право на получение стимулирующих или компенсационных выплат в случае, если они обеспечат определенные условия ведения сельского хозяйства, в том числе, включающие методы производства, которые должны соответствовать требованиям государственной программы по охране или сохранению окружающей среды, а именно:

- территорий, подвергшихся негативному естественно-природному или антропогенному воздействию, на которых требуется ведение рационального (экономного) режима ведения сельского хозяйства, включая проведение специальных мероприятий, компенсирующих последствия негативных воздействий;

- территорий, на которых существует обоснованная возможность осуществления органического (экологического, биологического) сельского хозяйства, и на которых могут быть установлены стимулирующие или компенсационные выплаты землепользователям в рамках правительственной программы охраны или сохранения окружающей среды в соответствии с требованиями п. 12 (Платежи по программам охраны окружающей среды) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО.

В частности, в новой редакции (поправках) должен быть определен:

- общий порядок разработки адаптивно-ландшафтных систем землепользования и ведения сельского хозяйства, включающий технико-экономическое обоснование: степени неблагоприятности, ее пороговых уровней и значений регрессивной шкалы выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также, на основании этих расчетов - системы выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечивающим выполнение требований государственной программы по охране или сохранению окружающей среды включая рациональное использование побочной продукции, предотвращающее сельскохозяйственные  сжигания;

- порядок разработки государственной системы охраны и сохранения (воспроизводства) плодородия земель сельскохозяйственного назначения как части окружающей среды, содержащий нормы обязательных противодеградационных и мелиоративных мероприятий, и соответствующих им ограничений по использованию земель в хозяйственных целях;

- порядок обследования земель сельскохозяйственного назначения для проведения сельскохозяйственного зонирования;

- порядок определения функциональных природно-сельскохозяйственных зон и неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионовв ходе сельскохозяйственного зонирования;

- порядок определения территорий, на которых необходима реализация мероприятий по охране и сохранению окружающей среды, в том числе, выявление земель, на которых может осуществляться органическое (экологическое, биологическое) сельскохозяйственное производство (в соответствии с принятыми международными требованиями);

- порядок паспортизации сельскохозяйственных земель (и товаропроизводителей), включающий земельно-инвестиционную и социально-экономическую оценку потенциала, степень депрессивности и освоенности земель с определением возможных направлений их рационального (экономного и экологически безопасного) развития;

- порядок разработки схем землеустройства сельских поселений, с обязательным привлечением к участию в разработке собственников земельных участков, по процедуре, установленной в предлагаемом ФЗ, и их утверждение в качестве дополнения к генеральным планам поселений, включающих в себя технико-экономическое обоснование разработки адаптивно-ландшафтных систем землепользования и ведения сельского хозяйства как системы социально-экономического развития сельских территорий Российской Федерации.

Должны быть разработаны и приняты поправки в ФЗ «Земельный кодекс» в части уточнения порядка изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основании результатов сельскохозяйственного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, определяемого ФЗ «О землеустройстве».

Должны быть разработаны и приняты уточнения в ФЗ «Градостроительный кодекс» в соответствии с изменениями ФЗ «О землеустройстве» и ФЗ «Земельный кодекс» в части порядка зонирования и использования земель сельскохозяйственного назначения межселенных территорий. 

На основании указанных положений ФЗ «О землеустройстве» должны быть разработаны и утверждены Методические указания по проведению зонирования земель сельскохозяйственного назначения, которые будут включать вопросы отнесения территорий к неблагоприятным регионам и отнесения территорий к зонам, подвергающимся воздействию негативных природных и антропогенных факторов, а также Методические указания о разработке схем землеустройства территорий сельских поселений.

Кроме того, должны быть разработаны и утверждены Методические указания по определению и паспортизации земельных участков, на которых осуществляется органическое (экологическое, биологическое) сельскохозяйственное производство.

Финансирование работ по проведению обследований и зонирования должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы .

Примерный объем финансирования может составить порядка 40 млрд. рублей, из расчета 100 рублей на 1 га сельскохозяйственных земель (400 млн. га) или из расчета примерно 2 млн. рублей на территорию каждого сельского поселения.

За счет принятия указанных поправок появится возможность утвердить механизм, легитимирующий в рамках правил ВТО исключение из обязательств по сокращению помощи средств, направляемых на помощь отечественным сельхозтоваропроизводителям, осуществляющим деятельность в неблагоприятных регионах, а также на территориях, находящихся в зонах негативного естественно-природного и антропогенного воздействия (в рамках мероприятий по охране и сохранению окружающей среды), а также ведущим органическое (экологическое, биологическое) сельскохозяйственное производство в пределах дополнительных затрат (или упущенных доходов), рассчитанных в рамках зонирования и соответствующего технико-экономического обоснования данных величин.

2

«Налоговый кодекс»

Разработать и принять дополнения к ФЗ «Налоговый кодекс» об установлении порядка предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти права отсрочки уплаты земельного налога и его кратного снижения или аннулирования по земельным участкам, находящимся в неблагоприятных регионах, а также на территориях, подвергающихся негативному природному или антропогенному воздействию, а также на территориях осуществления органического (экологического, биологического) сельскохозяйственного производства. При этом, величины понижающих коэффициентов по земельному налогу в зависимости от зональности внести непосредственно в Налоговый кодекс, а уполномоченный орган исполнительной власти наделить полномочиями по даче заключения для органов Федеральной налоговой службы РФ о применении коэффициентов.

Аналогично п. 1

3

«Государственная земельная политика в отношении земель сельскохозяйственного назначения на 2013-2020 гг.»

Разработать и принять новый ФЗ «О государственной земельной политике в отношении земель сельскохозяйственного назначения»*, который обеспечит:

- установление государственных приоритетных целей и задач в сфере регулирования земельных отношений, охраны и развития земельных ресурсов, используемых для развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также механизмы их реализации;

- создание системы эффективного регулирования со стороны государства основных видов земельных отношений, возникающих в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, а именно:

1) земельно-учетные отношения , включая инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение свободного доступа к учетно-земельной информации;

2) земельно-регистрационные отношения , включая переход от неэффективного заявительного способа наполнения кадастра сведениями о земельных участках к менее затратному и более эффективному систематическому способу, также упрощение и удешевление процедуры постановки на кадастровый учет земельных участков;

3) земельно-правовые отношения , включая, определение порядка изъятия земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд, порядка установлений ограничений прав собственности на земельные участки и установление преимущественного права покупки земельного участка органом исполнительной власти в случае его продажи, формирование федерального, региональных и муниципальных земельных фондов и установление порядка управления ими;

4) земельно-оценочные отношения , включая обеспечение использования земель в качестве залога и совершенствование фискальных механизмов;

5) земельно-экономические отношения , включая зонирование земель сельскохозяйственного назначения и стимулирование эффективного землепользования и экспортоориентированного сельскохозяйственного и агропромышленного производства;

6) земельно-организационные отношения , включая эффективное использование профильным министерством государственной функции по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения в качестве инструмента совершенствования государственной системы долгосрочного планирования в АПК и организации рационального (экономного) землепользования и охраны земель, в том числе путем организации земельной службы России, содействие развитию аграрного экспорта, организацию поддержки трудовой миграции на сельские территории ;

7) земельно-контрольные отношения , включая повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

- создание организационно-управленческих и бюджетных механизмов, форм государственной поддержки и стимулирования с учетом планируемого членства РФ в ВТО, обеспечивающих освоение земель сельскохозяйственного назначения, сбалансированное и устойчивое развитие сельских территорий и земельных ресурсов, развитие аграрно-промышленного производства, в том числе, в форме создания и развития промышленно-аграрных региональных кластеров инновационного роста.

* Предлагаемые нормы могут быть также установлены в форме Программы, утвержденной указом Президента РФ либо постановлением Правительства РФ. Обязательность разработки и принятия такой программы может быть установлена в ФЗ «О землеустройстве».

Разработка и принятие указанного ФЗ позволит в значительной степени повысить качество использования земель сельскохозяйственного назначения и обеспечит рост их капитализации, что создаст твердую базу для привлечения масштабных внебюджетных инвестиций в аграрно-промышленный комплкекс, в том числе иностранных, и как следствие, это повысит конкурентоспособность отечественного АПК в условиях присоединения к ВТО.

4

«О Государственной аграрной политике»

В развитие ст.ст. 5-6 ФЗ № 264 принять новый ФЗ «О государственной аграрной (сельской) политике», в котором, в том числе, установить систему принципов и конкретных механизмов государственного регулирования и поддержки экспортоориентироованного сельского хозяйства и сельской экономики, развития сельских территорий.

Разработка и принятие указанного ФЗ системно разработать и утвердить государственные приоритеты и механизмы поддержки и контроля не только в области развития аграрно-промышленного производства, а в комплексе тесно связанных между собой сфер и направлений деятельности: сельское хозяйство, хранение, транспортировка, переработка и реализация сельскохозяйственного сырья, продовольствия, других продуктов переработки, животных, семян, техники и технологий, поддержки агропродовольственного экспорта, развития сельских территорий и сельской экономики, поддержка неаграрной занятости в сельской местности, повышения человеческого потенциала и демографического развития сельской местности, поддержки трудовой аграрной миграции на сельские территории.

5

Проект ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены категорий земель и признании утратившим силу ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (проект № 50654-6)

В целях осуществления зонирования земель в соответствии с требованиями п. 12 (Платежи по программам охраны окружающей среды) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО.

Главу XV . Охранные и защитные зоны

Статью 92. Виды охранных и защитных зон

Пункт 1. К охранным зонам относятся следующие виды зон:

Дополнить подпунктом:

«17) охранная зона сельскохозяйственных угодий и водных объектов для сельскохозяйственного производства»

Пункт 2. К защитным зонам относятся следующие виды зон:

Дополнить подпунктом:

«4) санитарно-защитная зона объектов сельскохозяйственного производства»

В целях установления неблагоприятных регионов в соответствии с требованиями п. 13 (Выплаты по программам региональной помощи) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО

Главу IV. Территориальное зонирование

Пункты 5 (1) и 7:

«5 (1). В отношении всех территориальных зон, за исключением территориальных зон сельскохозяйственного назначения, устанавливается градостроительные регламенты. Для территориальных зон сельскохозяйственного назначения устанавливаются сельскохозяйственные регламенты.»

7. В сельскохозяйственном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков;

3) предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случае, если видами разрешенного использования предусматривается возможность строительства объектов капитального строительства.»

Дополнить подпунктом:

«Порядок сельскохозяйственного регламента устанавливается по результатам мероприятий изучения состояния земель, планирования и организации рационального использования и их охраны для ведения сельскохозяйственного производства, включая земли, используемые общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в соответствии с требованиями статьи 1 ФЗ «О землеустройстве.

Результат всех мероприятий оформляется в соответствии со статьей 19 ФЗ «О землеустройстве» в виде схемы землеустройства или схемы использования и охраны земель муниципального образования, которая в качестве землеустроительной документации становится неотъемлемой частью сельскохозяйственного регламента территориальной зоны сельскохозяйственного назначения.». 

Для возможности реализации представленных положений, необходимо внести дополнение в пункт 3 статьи 21:

1. Подготовка и утверждение правил землепользования и застройки, государственный или муниципальный контракт на подготовку которых заключен до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, может осуществляться в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом).2. Не требуется приведение в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) правил землепользования и застройки, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также правил землепользования и застройки, указанных в части 1 настоящей статьи, после их утверждения.3. Земельные участки, отнесенные до вступления в силу настоящего Федерального закона к категории земель промышленности и иного специального назначения, земель сельскохозяйственного назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, за исключением земельных участков в границах государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, государственных природных заказников, памятников природы, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов, считаются отнесенными к соответствующим территориальным зонам.

«Исключить из текста абзаца пункта 3 «земель сельскохозяйственного назначения» и дополнить пункт 3 текстом:

«Земельные участки сельскохозяйственного назначения, считаются отнесенными к  соответствующим территориальным зонам, после разработки и утверждения сельскохозяйственного регламента в соответствии с требованиями подпункта 7 Главы IV. Территориальное зонирование и с учетом утвержденного органом государственной власти субъекта Российской Федерации границ особо ценных продуктивных сельскохозяйственных земель в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Статьи 81 Зоны сельскохозяйственного производства.».

 

 

 

Вернуться: Важные новости