Гуськов А.Е. - выступление на заседании Рабочей группы по земельно-аграрной и переселенческой политике Научно-экспертного совета при Комитете ГД РФ по аграрным вопросам


Выступление на заседании Рабочей группы 16 мая 2012 года

«МЕХАНИЗМ НИВЕЛИРОВАНИЯ РИСКОВ В АПК В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО»

Я рад вас приветствовать уважаемые коллеги от имени рабочей группы по земельно-аграрной и переселенческой политике НЭС Комитета по аграрным вопросам, а также от имени Союза землеустроителей России, созданного в 2007 году и являющегося единственным наследником Земельной службы, существовавшей как в Имперской, так и Советской России, но бездумно расформированной либеральными реформаторами в 1990-е лихие годы. Нам 185 лет, и для нас это были годы масштабных земельных и аграрных преобразований Государства Российского. Они включали в себя - землеустройство присоединенных российскими царями новых территорий, Столыпинское переселение и освоение земель, коллективизацию времен СССР и новый этап, пока так и не давший ожидаемого результата, - 20-летняя земельная реформа Современной России.

До провозглашения советскими идеологами жесткого атеистического тезиса, о том, что «религия – опиум для народа», каждый землеустроитель приносил клятву верности нравственности в предстоящих ему землеустроительных деяниях на священной книге Библии или же Коране, если был мусульманином. Полагаю, что впредь, так и будет, мы восстановим традицию клятвы верности нашему высшему нравственному закону. Ибо земля – это основа любых экономических, социальных и, что важно, духовных преобразований нашей русской, полиэтнической, российско-евразийской нации.

В настоящее время Союз располагает наиболее полной и достоверной информацией о состоянии земельного фонда России. В Советской России – мы составляли земельный баланс страны. Сегодня, в Современной России, мы являемся соавторами ежегодного доклада Минсельхоза Правительству России о состоянии земель.

Проблемные цифры на лицо. За 20 лет число населенных пунктов сократилось с 153 тыс. до 133 тыс. и это помимо тех, где табличка с названием есть при въезде, но люди там уже не живут. Из 220 млн. га плодородных земель в официальную статистику попали 40 млн. га как не используемые земли, но по нашим расчетам таких земель не менее 70 млн. га, т.е. треть лучших плодородных земель страны. Напомню, что именно у нас основные мировые запасы гумуса, откуда все произрастает, благодаря чему мы располагаем 20% плодородных земель мира.

Исчезновение рабочих мест на этих территориях сегодня привело к их экономическому и демографическому запустению. Это и есть «пустые пространства», о необходимости масштабного освоения которых заявил В. Путин в своей предвыборной политической доктрине «физического и духовного роста России».

Думаю, такие проблемные, «пустые пространства» есть во многих регионах. Если мы не освоим эти пространства, то за нас это сделают другие нации и через 40 лет нас будет не 157 млн., а 107 млн. человек. Жизнь 50 миллионов будет зависеть от состоятельности именно этого проекта. Поэтому для освоения «пустых пространств» сельских территорий: наращивания там человеческого капитала, создания рабочих мест и условий цивилизованной, достойной жизни, должна быть выстроена вся социальная, экономическая и миграционная, культурная и просветительская, экологическая и законодательная политика, как отмечает В.Путин.

После ратификации соглашения по ВТО у нас возникает вопрос: как работать в новых условиях? Сегодня стратегия нашей аграрной политики — это импортозамещение, которое выражается в форме господдержки всем без разбора и по чуть-чуть, а также возводимых таможенно-тарифных барьеров.

Теперь представьте себе, что нам удалось полностью модернизировать и перевооружить сельское хозяйство и за три года создать новый технологический уклад, как в Германии, как на сырьевом фермерском уровне, так и на уровне аграрной перерабатывающей промышленности. Тогда мы бы задействовали все свои плодородные земли — 220 млн га, которые, как все мы знаем, составляют 9% пашни и 40% черноземов мира.

В среднем, мы владеем 20% запасов плодородных земель мира, а значит, призваны кормить 20% населения мира — 1,5 млрд человек и более. Это подтверждают не только наши ученые, но и вынуждены были признать эксперты Всемирной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН — ФАО.

Именно эта организация занята регулированием доступа к продовольствию стран мира. Из-за стремительного роста его населения и катастрофической деградации земель за последние 30 лет в силу доминирования интенсивных технологий хозяйствования, как фактора погони за прибылью, ФАО обратило свой взгляд на последнюю продовольственную кладовую мира — Россию. Наши земли стали наиболее притягательным «трофеем» на «поле брани при ВТО». И западные политики за ценой желанной для себя победы не постоят.

Так все же, чем бы закончилась наша модернизация по примеру Германии? Несложно понять, что потерпела бы фиаско. И причина этого довольно странная - это возможное колоссальное перепроизводство в АПК. Речь идет об угрозе банкротства целой отрасли, на которую так или иначе завязана треть населения страны. А причиной перепроизводства стала бы неспособность осуществлять глобальный экспорт массового продовольствия. Даже сегодня зерновое сырье всего на 5 млрд долл. еле вывозим за границу, а что уж говорить об объемах на сотни миллиардов?!

Дело в том, что у нас не поставлена национальная внешнеэкономическая задача в отношении продовольствия, в отличие, скажем, от углеводородов. Поэтому нет адекватной будущим вызовам экспортоориентированной аграрной политики. Земельная политика, как важнейший ее базис, пока отсутствует в виде нормативно-правового документа. Новой, продуманной переселенческой политики, без которой обсуждать освоение заросших бурьяном минимум 40 млн га плодородных земель вообще бессмысленно, тоже пока нет.

Все это нам придется сделать. И уже сегодня мы должны двигаться вперед.

Итак, что нам сегодня нужно?

Во-первых, сильное государственное и муниципальное устройство, при котором руководство не отделяет себя от народа, а сплачивает единую евразийскую нацию и направляет ее на достижение главных высших ценностей: духовной солидарности – через создание с одной стороны неслиянного, а с другой стороны нераздельного единства нации, народы которой имеют разные пути следования Богу, включая и верующих в атеизм; достижение свободы, но в ответственности - посредством научения жизни нашей нации в рамках как мирского права, так предписанных Божьих законов; безопасности каждого – через наделение защитой от нападок на его духовную, физическую и материальную жизнь; и наконец, становиться возможным достичь справедливости – как производной всех трех названных ценностей.

Только тогда мы становимся политией, в которой соединяется государственное устройство и народ, имеющие общую цель достижения сказанных высших ценностей – солидарности, свободы, безопасности и их производной – справедливости; только тогда мы приобретаем право в лице главных мировых политий на долгое и суверенное существование и нации и России в новом формате Евразийского союза.

Во-вторых, нужна продуманная государственная и муниципальная земельно-аграрная и миграционно-переселенческая политика, поскольку нет стран, где бы эти сферы были предоставлены сами себе.

Для этого Союзом землеустроителей совместно с ведущими учеными, экспертами и законодателями России была разработана целостная программа земельно-аграрных и миграционно-переселенческих преобразований, соответствующая задачам проекта освоения «пустых пространств». Концепция программы вошла в раздел «развитие земельных ресурсов» Российского проекта для Евразии, разработанного в конце 2011 года на базе социально-консервативного клуба партии «Единая Россия».

В-третьих, нужно научное изучение и использование опыта развитых стран, которые, несмотря на формальные запреты ВТО, имеют свыше 20 мер господдержки экспорта, включая не только «лобовые», но и все возможные другие.

К таким мерам мы можем смело отнести умение выводить целые территории из-под «ока» ВТО. Для этого нам потребуется научно обоснованное зонирование сельских территорий. То есть выделение неблагоприятных зон и зон экологического производства. Тогда производство на этих территориях может иметь значительный уровень господдержки и состоять из тех мер, которые попадают в «красную» запретную корзину ВТО. Мы полагаем, что 2/3 сельских территорий России нужно вывести в эти льготные зоны, не нарушая правил ВТО. Ну, а если будут возражения других его членов, мы готовы в судебном порядке доказать свою правоту.

Уже сегодня готовятся соответствующий закон о критериях отнесения регионов к тем или иным зонам. Мы обсуждаем, чтобы это было сделано в рамках разработки схем землеустройства территории каждого муниципального органа власти сельского поселения в качестве дополнения к схеме территориального планирования.

Схема землеустройства, основанная на почвенно-климатическом потенциале сельхозземель и обосновывающая рост местной сельской экономики, число рабочих мест и налоги, включит в себя ТЭО трех важнейших элементов развития муниципалитета.

Первый элемент , это обоснование необходимых расходов на социальное развитие села и проекты мелиорации, что уже понятно будет жестко требовать Минфин от Минсельхоза при федеральном финансировании двух соответствующих ФЦП на сумму 550 млрд. рублей, вошедших в новую Госпрограмму развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы.

Второй элемент , это обоснование неблагоприятных зон, а также зон охраны земли и ведения экологического производства с расчетом шкалы пороговых величин государственных компенсационных выплат.

Третий элемент , это обоснование приоритетов аграрного развития, по сути, выбор муниципалитетом оптимального сценария, исходя из почвенно-природного потенциала и рациональной (экономной) специализации хозяйствования, требований охраны земли и социальной потребности в создании рабочих мест. Сценарий аграрного развития позволит разработать обоснованные требования к «малой» муниципальной земельной политике: определить рациональную одноконтурность земельных участков, формируемых в счет выдела земельных долей с учетом требований охраны земли - проведения мелиоративных, противоэрозионных, агротехнических и агрохимических мероприятий.

Это станет базой второго этапа земельной реформы, который стартует с 1 июля текущего года и позволит муниципалитетам инициировать разработку проектов распределения земельных долей пайщиков и межевания. Для технологической реализации этого этапа Союзом землеустроителей вместе с учеными разработан пакет специального программного обеспечения (СПО) под названием ИКАС-АГРО (интегративно-комплексная автоматизированная система планирования АПК).

В него входит СПО ИКАС-ГКОЗ СХ, позволяющее не только раз в пять лет осуществлять государственную кадастровую оценку сельхозземель, но и изменять ее в любое время и в разрезе любого землевладельца, в случае изменения состояния земли или технологии производства, что позволяет, к примеру, в разы увеличивать залоговую стоимость земли для получения больших инвестиций в АПК. Это СПО прошло сертификацию в СРО оценщиков и рекомендовано всем субъектам к использованию.

Также в пакет входит СПО-ПАИ, которое соответствует утвержденным методическим рекомендациям Минсельхоза, и позволяет при составлении схемы распределения земельных долей пайщиков и разработке проекта межевания решить две сложные проблемы.

Во-первых , разрешить конфликт интересов между разными группами частных пайщиков в отношении: площади, качества и расположения земельных участков, составленных из земельных долей. А также разрешить конфликт между группами частных пайщиков и интересами муниципалитета, в отношении вымороченных и невостребованных долей. Для этого с помощью СПО муниципалитет, как лицо государственное, сможет регулировать расчет оптимальных сценариев распределения земельных долей и выносить их на общее собрание пайщиков.

Во-вторых, при любых расчетах сценариев будет соблюдаться принцип одноконтурности формируемых земельных участков, в силу рекомендации методики Минсельхоза, соответствующее требованиям охраны земли как фактор возможности проведения мелиоративных, противоэрозионных, агротехнических мероприятий и получения государственных компенсационных выплат.

В дальнейшем в пакет войдет СПО-АГРО, позволяющее осуществлять макро-планирование развития земельных ресурсов муниципалитетов и бизнес-планирование развития каждого земельного участка производителя с возможность регистрации плана его хозяйствования и упрощения процедур получения страхования, финансирования и обоснованной величины государственных компенсационных выплат.

В-четвертых, требуются неотложные меры экономии. Для чего ежегодно тратить 6 млрд долл. бюджетных средств на всех без разбора и по чуть-чуть? Эти деньги утекают как вода в песок. Наш рост объемов производства может быть в 20 раз больше нынешнего.

Вот несколько цифр. Сегодня оборот всей нашей сельской экономики равен 150 млрд. долл., из них 40 млрд приходится на производителей сельхозпродукции, 80 млрд — на переработку и пищевую промышленность, оставшиеся 30 млрд уходят на импорт недостающего продовольствия. Но потенциал наших земель таков: производители — 1 трлн долл., аграрная промышленность — 2 трлн долл. Если в Германии на 17 млн га оборот сельской экономики составляет почти 300 млрд долл. и там заняты 2,5 млн. человек, то почему же Россия, располагающая в 13 раз большим запасом плодородных земель, не может создать сельскую экономику с аналогичным размахом в 3–4 трлн долл. и занятостью только в сельской экономике 25 млн. человек. И при этом дать работу многим миллионам людей в других смежных отраслях?

Для этого нужна: система регистрации каждого проекта освоения земель и перерабатывающего производства; система квотирования, гарантирующая каждому адресную господдержку, но в объемах, востребованных внутренним и внешним рынком. А эти объемы должны стать результатом возобновления государственного планирования в АПК.

В Японии есть план-пятилетка как ориентир для бизнеса, в Китае, помимо пятилеток, — план-двадцатилетка. И нам давно пора возвращать планирование в сельскую экономику в условиях стихийных рынков. Это должно быть планирование «от земли», от потенциального числа новых «рабочих мест» и упреждающих инвестиций в инфраструктуру села, исходить оно должно от муниципалитетов сельских поселений как базового уровня восстанавливаемой системы государственного планирования в АПК.

Базисом государственной системы планирования выступают исключительно схемы землеустройства муниципалитетов как механизм исследования, планирования рационального (экономного) использования и охраны земли для целей ее сельскохозяйственного использования. Разработка схем землеустройства восполнит недостаточные для села и тем ущербные, градостроительные документы территориального планирования сельских поселений. А чтобы это стало возможным необходим новый ФЗ «О землеустройстве», который станет, по сути, Аграрным кодексом, наравне с существующими Градостроительным, Земельным, Лесным и Водным кодексом.

В-пятых, требуется преобразование исполнительных органов власти, перераспределение полномочий и создание соответствующих служб. Нам крайне нужно восстановить Земельную службу, ликвидированную в лихие 90-е годы либеральных реформ. Сегодня она необходима в качестве земельного базиса экспортоориентированной аграрной политики России.

В-шестых, у нас ничего не получится без взаимодействия и солидарности правительственных министерств, парламента, муниципалитетов, институтов гражданского общества, производителей, ученых и экспертов. Речь идет о том, что если каждый поддержит ценность такой программы земельно-аграрных и переселенческих преобразований в стране, можно будет говорить о солидарности нации. Для организации и подобной духовной солидарности мы создали и сегодня разворачиваем в пятидесяти субъектах Российское переселенческое движение «Человек. Земля. Россия». Иначе нам не победить на «поле брани при ВТО».

Поэтому, я желаю нам не бежать с «поля брани» за нашу Россию, а всем вместе, солидарно подумать, как нам облачиться в достойные «доспехи» Победы, как нам оживить народную волю и дать ей реализоваться на деле!

Благодарю, всех кто меня услышал, за понимание, за ваше время, отданное вами на благо России. И с Богом!

Андрей ГУСЬКОВ
председатель Союза землеустроителей России
и Российского переселенческого движения
«Человек. Земля. Россия»

***

Вернуться: Важные новости