Предложения по дополнению Государственной программы

Предложения 
по дополнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

 1) Дополнить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. раздел «Паспорт Государственной программы, ее цели и целевые индикаторы (показатели)» дополнительными целями и соответствующими целевыми индикаторами (показателями): 

•  Индекс прироста площади сельскохозяйственных земель, прошедших согласовательную процедуру распределения между владельцами земельных долей при разработке проектов межевания (решение земельного вопроса);

•  Индекс прироста числа муниципалитетов сельских поселений, разработавших схемы планирования и организации рационального использования сельскохозяйственных земель и их охраны (государственное планирование земель);

•  Индекс прироста площади освоенных земель сельскохозяйственного назначения, введенных в хозяйственный оборот и ранее не участвовавших в нем;

•  Индекс государственных компенсационных выплат из бюджетов всех уровней в рамках программ помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в зонах неблагоприятного производства, зонах осуществления мероприятий по охране окружающей среды (земли) и зонах органического (биологического) производства

•  Индекс сбора земельного налога с земель сельскохозяйственного назначения (в сопоставимых величинах государственной кадастровой стоимости земли);

•  Индекс прироста работоспособного населения на сельских территориях;

•  Индекс среднего числа детей в семьях, проживающих на сельских территориях;

•  Индекс объема внутреннего потребления населением сельскохозяйственной и пищевой продукции (в сопоставимых ценах);

•  Индекс производства перерабатывающей и пищевой промышленности независимо от вида выпускаемой конечной продукции (в сопоставимых ценах);

•  Индекс сбора совокупных налогов с перерабатывающей и пищевой промышленности независимо от вида выпускаемой конечной продукции (в сопоставимых ставках сбора налогов);

•  Индекс внутреннего торгового оборота сельскохозяйственного сырья, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности между РФ и странами Евразийского экономического пространства;

•  Индекс внешнеторгового оборота сельскохозяйственного сырья, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности между странами Евразийского экономического пространства и другими странами мира.

 

2) Дополнить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. подпрограмму «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Программой создания системы устойчивого землепользования в условиях присоединения к ВТО.

Основное мероприятие 1 «Создание системы устойчивого землепользования, повышение эффективности используемых и вовлечение неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот»

Реализация основного мероприятия направлена на повышение эффективности обследования и инвентаризации, планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, совершенствование механизмов государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений с целью завершения земельной реформы, создание системы устойчивого землепользования, включающей адресную и дифференцированную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях присоединении к ВТО.

В рамках осуществления основного мероприятия предусматривается:

- сформировать научно-методическое и нормативное правовое обеспечение системы обследования и инвентаризации, рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель;

- обеспечить проведение комплексного обследования (изысканий) и инвентаризации земель сельскохозяйственных угодий;

- создать условия для повышения эффективности используемых и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий в сельскохозяйственный оборот путем составление проектно-технологической (сметной) документации и проведения работ по разработке схем планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в границах сельских поселений, муниципальных районов и субъектов Российской Федерации, включающих:

  оценку природных, экономических, экологических, демографических и иных условий, характера расселения, а также земельно-ресурсного и хозяйственного потенциалов сельских поселений, районов и субъектов Российской Федерации;   анализ и оценку сложившихся землепользований, установление состояния, структуры и распределения фонда сельскохозяйственных земель; определение вариантов рациональной специализации хозяйствования и эффективного использования земель с учетом требований их охраны, а также государственной системы планирования агропродовольственного баланса;   определение ограничений хозяйственной деятельности, направлений и допустимой интенсивности использования земель с определением комплекса противоэрозионных, мелиоративных, агротехнических и агрохимических мероприятий;   оценку возможности изменения сложившихся землепользований с учетом разрабатываемой схемы планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения;   проведение хозяйственно-функционального зонирования с установлением структурных соотношений земель в разрезе территориально-производственных комплексов, административно-территориальных и территориальных единиц и землепользователей, с учетом научно-методических требований региональных зональных программ в рамках правил ВТО; технико-экономическое обоснование региональной зональной программы, в рамках требований ВТО с расчетом степени неблагоприятности зоны в виде пороговых значений регрессивной шкалы компенсационных выплат, а также расчет выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, принимающим требования программы по охране окружающей среды (земли), содержащей нормы обязательных мероприятий и ограничения по использованию земель или принимающим требование программы по органическому (биологическому) сельскохозяйственному производству;

- сформировать научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение формирования региональных зональных программ по поддержке сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных регионах, а также в зонах осуществления мероприятий по охране окружающей среды (земли) и в зонах ведения органического (биологического) сельскохозяйственного производства в пределах дополнительных затрат (или упущенных доходов), рассчитываемых при разработке схемы планирования и организации рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель;

- разработать технологическую документацию (регламенты) государственного и инициативного (частного) планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения с определением роли и места профессиональных системы государственной консультационно-информационной службы и частных сельскохозяйственных консультантов и экспертов;

 

- сформировать научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение проведения согласовательных процедур распределения земельных участков между владельцами земельных долей при разработке проектов межевания с учетом положений и требований схем планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, а также осуществить данные работы;

- совершенствовать организационные и технологические принципы мониторинга и формирования информационной базы данных по зонам неблагоприятных регионов, а также зонам охраны окружающей среды (земли) и ведения органического (биологического) сельскохозяйственного производства, включающей в себя:

реестр основных показателей и стадий реализации проектов внутрихозяйственного землепользования и землеустройства, включающих перечень мероприятий по охране земли, предоставляемых сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке ежегодной отчетности;

реестр адресных и дифференцированных государственных компенсационных выплат сельхозтоваропроизводителям, которые зарегистрировали проекты внутрихозяйственного землепользования в реестре и располагающиеся в зонах неблагоприятных регионов, а также в зонах охраны окружающей среды (земли) и ведения органического (биологического) сельскохозяйственного производства;

оценку эффективности использования государственных компенсационных выплат и других бюджетных расходов с учетом анализа динамики изменений производственных и экономических результатов зарегистрированных проектов внутрихозяйственного землепользования;

результаты мониторинга динамики отклонений фактических показателей проектов внутрихозяйственного землепользования от норм разрешенного (надлежащего) использования земель сельскохозяйственных угодий и требований мероприятий по охране.

Указанным основным мероприятием предусмотрены следующие виды государственной поддержки:

 

  1.1 Субсидирование затрат на формирование региональных зональных программ на основе разработки схем планирования и организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения и их охраны

Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение работ по разработке схем планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в границах сельских поселений, муниципальных районов и субъектов Российской Федерации, являющихся основой формирования региональных зональных программ по поддержке сельхозтоваропроизводителей, осуществляющих деятельность в неблагоприятных регионах, а также в зонах осуществления мероприятий по охране окружающей среды (земли) и в зонах ведения органического (биологического) сельскохозяйственного производства в рамках правил ВТО.

Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 га площади сельскохозяйственных земель выполненных работ.

Предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется на условиях софинансирования расходов из бюджета субъекта Российской Федерации в пропорции 70:30.

 

1.2 Субсидирование затрат на проведение согласовательных процедур при разработке проектов межевания для повышения эффективности используемых и вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот

          Субсидии за счет средств федерального бюджета предполагается предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение работ по реализации согласовательных процедур распределения земельных участков между владельцами земельных долей при разработке проектов межевания с учетом положений и требований схем планирования и организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения.

          Размеры субсидий будут рассчитываться по ставке на 1 га площади сельскохозяйственных земель, на которых проведены работы.

          Представление субсидий за счет средств федерального бюджета осуществляется на условиях софинансирования расходов из бюджета субъекта Российской Федерации в пропорции 50:50.

 

1.3 Финансирование затрат на организацию и проведение мониторинга, формирования информационной базы данных по зонам неблагоприятных регионов, а также зонам охраны окружающей среды (земли) и ведения органического (биологического) сельскохозяйственного производства.

Средства федерального бюджета предполагается предоставлять на организацию и проведение мониторинга, формирования базы данных, включающих реестр основных показателей и стадий реализации проектов землепользования, реестр государственных компенсационных выплат сельхозтоваропроизводителям, оценку эффективности использования государственных компенсационных выплат и результаты мониторинга динамики отклонений показателей проектов землепользования от норм разрешенного (надлежащего) использования земель сельскохозяйственных угодий.

 

Реализация указанных мероприятий может быть осуществлена силами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с привлечением научных, экспертных, общественных и государственных организаций, отраслевых союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе, на конкурсной основе.

 

Дополнить Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. подпрограмму «Обеспечение функций управления реализацией Государственной программы», пункт V. «Характеристики основных мероприятий подпрограммы» следующим мероприятием:

 

Основное мероприятие 5 «Совершенствование земельного законодательства по созданию системы устойчивого землепользования в условиях присоединения к ВТО».

Целями осуществления данного мероприятия является законодательное обеспечение деятельности и выполнение функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений направленных на:

- развитие системы устойчивого землепользования за счет координации отдельных подпрограмм Государственной программы,

- усиление интеграции государственного планирования и инициативных (частных) планов сельхозтоваропроизводителей и создания обратной связи,

- внедрение системы оказания адресной и дифференцированной финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителям в зависимости от эффективности использования земельных ресурсов,

- повышение прозрачности действий органов власти субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей по целевому расходованию финансовых ресурсов, выделенных из средств федерального бюджета.

 

Для достижения указанных целей необходимо законодательное обеспечение возможности осуществления скоординированных действий на федеральном, региональном, муниципальном и хозяйственном уровнях с целью развития и использования системы устойчивого землепользования в сельском хозяйстве.

Система устойчивого землепользования должна стать механизмом совершенствования взаимоотношений федеральных, региональных и муниципальных органов управления агропромышленным комплексом и земельными ресурсами, а также сельскохозяйственных производителей и переработчиков, повысить ответственность за выполнение Государственной программы и обеспечить эффективное использование бюджетных средств, выделяемых на ее финансовое обеспечение и достижение предусмотренных Государственной программой показателей.

Законодательное обеспечение по развитию системы устойчивого землепользования включает в себя:

- мероприятия по разработке новых законодательных актов и их гармонизации с действующим законодательством;

- мероприятия по совершенствованию действующего законодательства.

 

Мероприятия по разработке новых законодательных актов и их гармонизации с действующим законодательством

 

1. Разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы нового ФЗ «О государственной земельной политике в отношении земель сельскохозяйственного назначения», который обеспечит:

- установление государственных приоритетных целей и задач в сфере регулирования земельных отношений, охраны и развития земельных ресурсов, используемых для развития сельского хозяйства и сельских территорий, а также механизмы их реализации;

- создание системы эффективного регулирования со стороны государства основных видов земельных отношений, возникающих в процессе использования земель сельскохозяйственного назначения, а именно:

  1) земельно-учетные отношения , включая инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение свободного доступа к учетно-земельной информации;

  2) земельно-регистрационные отношения , включая переход от неэффективного заявительного способа наполнения кадастра сведениями о земельных участках к менее затратному и более эффективному систематическому способу, также упрощение и удешевление процедуры постановки на кадастровый учет земельных участков;

  3) земельно-правовые отношения , включая, определение порядка изъятия земель сельскохозяйственного назначения для государственных и муниципальных нужд, порядка установлений ограничений прав собственности на земельные участки и установление преимущественного права покупки земельного участка органом исполнительной власти в случае его продажи, формирование федерального, региональных и муниципальных земельных фондов и установление порядка управления ими;

  4) земельно-оценочные отношения , включая обеспечение использования земель в качестве залога и совершенствование фискальных механизмов;

  5) земельно-экономические отношения , включая зонирование земель сельскохозяйственного назначения и стимулирование эффективного землепользования и экспортоориентированного сельскохозяйственного и агропромышленного производства;

  6) земельно-организационные отношения , включая эффективное использование профильным министерством государственной функции по землеустройству земель сельскохозяйственного назначения в качестве инструмента совершенствования государственной системы долгосрочного планирования в АПК и организации рационального (экономного) землепользования и охраны земель, в том числе путем организации земельной службы России, содействие развитию аграрного экспорта, организацию поддержки трудовой миграции на сельские территории ;

  7) земельно-контрольные отношения , включая повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

 

- создание организационно-управленческих и бюджетных механизмов, форм государственной поддержки и стимулирования с учетом членства Российской Федерации в ВТО, обеспечивающих освоение земель сельскохозяйственного назначения, сбалансированное и устойчивое развитие сельских территорий и земельных ресурсов, развитие аграрно-промышленного производства, в том числе, в форме создания и развития промышленно-аграрных региональных кластеров инновационного роста.

 

2. Разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы ФЗ «О фондах земель сельскохозяйственного назначения», в котором определить порядок формирования федерального земельного фонда за счет земель сельскохозяйственного назначения, находящихся на балансах государственных организаций любой организационно-правовой формы собственности и подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также определить механизм управления, использования и распоряжения землями федерального земельного фонда со стороны уполномоченного органа исполнительной власти.

Данный законодательный акт также должен определить порядок формирования региональных и муниципальных земельных фондов за счет земель сельскохозяйственного назначения, соответственно, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также определить порядок управления этими фондами со стороны уполномоченных региональных и муниципальных органов власти.

 

Реализация указанных мероприятий может быть осуществлена силами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с привлечением научных, экспертных, общественных и государственных организаций, отраслевых союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе, на конкурсной основе.

 

Мероприятия по совершенствованию действующего законодательства

 

1. Разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ новой редакции ФЗ «О землеустройстве», в которой будут установлены правовые основы для зонирования земель сельскохозяйственного назначения, создания адаптивно-ландшафтной системы землепользования и ведения сельского хозяйства, включая:

1) отнесение отдельных обособленных территорий, обладающих схожими характеристиками, определяющими их неблагоприятность для ведения сельского хозяйства, включая определение степени их неблагоприятности (в виде пороговых уровней в целях установления соответствующей им регрессивной шкалы выплат) в разрезе отдельных регионов (территорий, земельных участков) в соответствии с требованиями п. 13 (Выплаты по программам региональной помощи) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО;

2) отнесение отдельных территорий (земельных участков) к числу регионов, в которых землепользователям может быть предоставлено право на получение стимулирующих или компенсационных выплат в случае, если они обеспечат определенные условия ведения сельского хозяйства, в том числе, включающие методы производства, которые должны соответствовать требованиям государственной программы по охране или сохранению окружающей среды, а именно:

  - территорий, подвергшихся негативному естественно-природному или антропогенному воздействию, на которых требуется ведение рационального (экономного) режима ведения сельского хозяйства, включая проведение специальных мероприятий, компенсирующих последствия негативных воздействий;

- территорий, на которых существует обоснованная возможность осуществления органического (биологического) сельского хозяйства, и на которых могут быть установлены стимулирующие или компенсационные выплаты землепользователям в рамках правительственной программы охраны или сохранения окружающей среды в соответствии с требованиями п. 12 (Платежи по программам охраны окружающей среды) Приложения 2 (Внутренняя поддержка: основание для освобождения от обязательств по сокращению) Соглашения по сельскому хозяйству ВТО.

В частности, в новой редакции (поправках) должен быть определен:

- общий порядок разработки адаптивно-ландшафтных систем землепользования и ведения сельского хозяйства, включающий технико-экономическое обоснование: степени неблагоприятности, ее пороговых уровней и значений регрессивной шкалы выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, а также, на основании этих расчетов - системы выплат сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечивающим выполнение требований государственной программы по охране или сохранению окружающей среды включая рациональное использование побочной продукции, предотвращающее сельскохозяйственные  сжигания;

- порядок разработки государственной системы охраны и сохранения (воспроизводства) плодородия земель сельскохозяйственного назначения как части окружающей среды, содержащий нормы обязательных мероприятий, и соответствующих им ограничений по использованию земель в хозяйственных целях;

- порядок обследования земель сельскохозяйственного назначения для проведения сельскохозяйственного зонирования;

- порядок определения функциональных природно-сельскохозяйственных зон и неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионов в ходе сельскохозяйственного зонирования;

- порядок определения территорий, на которых необходима реализация мероприятий по охране и сохранению окружающей среды, в том числе, выявление земель, на которых может осуществляться органическое (биологическое) сельскохозяйственное производство (в соответствии с принятыми международными требованиями);

- порядок паспортизации сельскохозяйственных земель (и товаропроизводителей), включающий земельно-инвестиционную и социально-экономическую оценку потенциала, степень депрессивности и освоенности земель с определением возможных направлений их рационального (экономного и экологически безопасного) развития;

- порядок разработки схем землеустройства сельских поселений, с обязательным привлечением к участию в разработке собственников земельных участков, по процедуре, установленной в предлагаемом ФЗ, и их утверждение в качестве дополнения к генеральным планам поселений, включающих в себя технико-экономическое обоснование разработки адаптивно-ландшафтных систем землепользования и ведения сельского хозяйства как системы социально-экономического развития сельских территорий Российской Федерации.

Должны быть разработаны и приняты поправки в ФЗ «Земельный кодекс» в части уточнения порядка изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения на основании результатов сельскохозяйственного зонирования земель сельскохозяйственного назначения, определяемого ФЗ «О землеустройстве».

Должны быть разработаны и приняты уточнения в ФЗ «Градостроительный кодекс» в соответствии с изменениями ФЗ «О землеустройстве» и ФЗ «Земельный кодекс» в части порядка зонирования и использования земель сельскохозяйственного назначения межселенных территорий.

 

2. Разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы ФС РФ дополнений к ФЗ «Налоговый кодекс» об установлении порядка предоставления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти права отсрочки уплаты земельного налога (или аннулирования выплат) на период освоения земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в случае регистрации сельскохозяйственным товаропроизводителем проекта освоения и использования земельного участка в уполномоченных подразделениях министерства сельского хозяйства.

 

Реализация указанных мероприятий может быть осуществлена силами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации с привлечением научных, экспертных, общественных и государственных организаций, отраслевых союзов сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе, по конкурсной основе.

Вернуться: Важные новости