На сегодняшний день ситуация в России не менее трагична, чем в 1905, когда такой проект только планировался: сельская местность, т.е. 98% территории страны, во многом почти обезлюдела. Даже в таких центрально-европейских областях России, как Смоленской, Псковской, Новгородской, лежат значительные заброшенные территории, площадь которых достигает 48% площади субъекта РФ (например, в Тверской области). На них никто не проживает, их никто не возделывает.
Необходимость развития не только столицы и крупнейших городов страны, но и отдаленных регионов была очевидна давно. Особенно на ней было сосредоточено внимание высшего руководства страны в послевоенное время. Именно этим была продиктована хрущевская кампания по освоению пустующих и целинных земель южного Приуралья и Казахстана. Во время недолгого правления Ю.В.Андропова разрабатывалась программа развития регионов, поскольку отдаленные территории СССР были, по мнению руководства страны, совершенно неразвиты.
Новое пристальное внимание со стороны федеральной власти к регионам стало очевидным за последние 10 лет. На сегодня из 153 тысяч населенных пунктов, когда-то образовывавших каркас «народно-хозяйственного организма» страны, 20 тысяч стерты с карты, а в оставшихся ста тысячах проживает до 50 человек в каждом. Мы начинаем оставлять свою территорию для неуправляемого заселения ее другими нациями и народами.
Не случайно одним из пяти важнейших предвыборных программных заявлений В.Путина в 2012 году стало провозглашение необходимости создания долгосрочного и системного проекта «Сбережения России», суть которого заключается в освоении ее «пустых пространств» и наращивания на них человеческого капитала, создания там новой экономики. Им же был созван в октябре 2012 года Президиум Государственного Совета по решению земельного вопроса и созданию новой и единой системы территориального планирования – по формуле: городские агломерации (2% площади земельного фонда РФ) плюс сельские территории (98%).
Проекция на современную историю страны
Современная переселенческая и сберегательная политика России должна учитывать многие факторы, в том числе задачи, связанные с проблемами экспорта продуктов, сырья, как внутрь России, так и за границу.
В противоположность дореволюционной, современная переселенческая политика должна иметь в виду развитие рыночных отношений окраин как с центром России, так и с заграницей. Текущая постановка проблемы колонизации в России ставит переселенческое движение в тесную связь с общей народно-хозяйственной эволюцией заселяемого района, а эволюцию заселяемого района— с экономическим развитием всей страны.
Экономические результаты программы, которую возможно реализовать уже сейчас, найдут выражение в значительном росте ВВП России за счет увеличения объема производства продуктов питания и поставки их на внутренний и внешние рынки. Начнется одновременный рост большинства других отраслей экономики страны.
Результаты переселенческого движения в современной России
Впервые за последние 20 лет эмиссия рубля может быть «отвязана» от объема поступления валютной выручки по экспорту углеводородного сырья. Это позволит экономике России стать более самостоятельной и наполнять каждый рубль не только валютой от сырьевого экспорта, но и от объемов нарастающего внутреннего продукта – производства сельскохозяйственного сырья и его переработки в промышленных объемах, внутренней розницы, масштабного экспорта продовольствия, а также производства и поставки на экспорт промышленной продукции в страны-реципиенты продовольствия.
Кроме того, возможно и наращивание человеческого капитала на сельских территориях до 70 млн. человек. Можно будет гарантировать удовлетворение жилищных потребностей и трудоустройство для людей, ищущих работу. Скорее всего, будет реализована возможность воссоединения разных поколений одной семьи в едином пространстве (на одной территории) с восстановлением традиции передачи духовно-нравственных ценностей из поколения в поколение. Появится массовый средний класс земельных собственников и хозяев домовладений. Будет обеспечена экологизация труда и жизни людей на огромных загородных территориях России.
Из перенаселенных городов (прежде всего Москвы) уедет часть жителей, добровольно избравших переселение на подготовленные загородные участки, что радикально снизит нагрузку на всю городскую инфраструктуру. Будет выведена из столицы существенная (очевидно избыточная) доля трудовых мигрантов. Города России заметно снизят тяжесть проблем, связанных с пребыванием в них людей разного рода и достоинства, приехавших в Россию для того, чтобы выжить, дать выжить своим семьям, имея для этого у себя дома слишком мало возможностей.
В ходе двухлетнего общероссийского социологического исследования о готовности граждан России переехать для жизни и работы на временно пустующие земли, проведенного в 2012-2013 гг. учеными Высшей Школы Экономики и Института социологии РАН на грант Администрации Президента РФ по заказу АНО «Институт общественного проектирования», Союза землеустроителей России и Российского переселенческого движения, было опрошено 2200 респондентов в 40 субъектах Российской Федерации (всего в 100 населенных пунктах). Результаты опроса показали, что от 24 до 44% респондентов (в зависимости от предлагаемых условий) готовы к такому шагу. Приведенные цифры говорят о существовании в крупных городах страны социальных групп, которыми традиционная городская среда не расценивается как сверхблаго, и они готовы к переезду в современное село. Это уже выглядит как динамичная тенденция к «деурбанизации» в России.
Поскольку история циклична, мы должны учитывать уроки, которые уже были даны России. Сегодня, учитывая гипертрофированную урбанизацию, постепенную утрату ценных земель, перегрев промышленности, следует сфокусироваться на решении земельного вопроса – предоставления земель тем, кто может трудиться, жить, получить ее в собственность и передать по наследству также, как и свой бизнес, построенный на этой земле и семейные традиции.