Опыт землеустройства в США и Канаде

 

4 апреля 2012 г. на заседании Совета по организации рационального использования и мониторингу земель сельскохозяйственного назначения Министерства сельского хозяйст-ва Российской Федерации был представлен доклад ректора  Государственного университета по землеустройству, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора экономических наук, профессора, академика Академии аграрного образования, заведующего кафедрой землеустройства, почетного профессора Хуачжунского аграрного университета Центрального Китая, профессора Белорусской СХА  Волкова Сергея Николаевича "Опыт землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в США и Канаде". 

С.Н. Волков, президент Союза землеустроителей России, ректор Государственного университета по землеустройству

  Опыт землеустройства на землях сельскохозяйственного назначения в США и Канаде.

  Доклад на заседании Совета по организации рационального использования и мониторингу

земель сельскохозяйственного назначения

Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

4 апреля 2012 года  

Канада и Соединенные Штаты Америки (США) – вторая и четвертая после России страны мира по размеру своих территорий. Они занимают основную часть североамериканского континента.

По обеспеченности сельскохозяйственными угодьями и пашней в расчёте на одного человека в анализируемых странах, Россия занимает среднее положение. Наибольшая землеобеспеченность характерна для Канады, а наименьшая – для США.

Основная часть обрабатываемых угодий (пашня) - 96-98 % во всех трёх государствах находится в частной собственности. Наиболее освоенной, в сельскохозяйственном отношении, является территория США. В связи с высокой лесистостью местности, менее освоены сельские территории Канады и России.

Учитывая то, что США и Канада имеют высокоэффективное сельское хозяйство и рационально используют огромные природные ресурсы, сопоставимые по размерам с ресурсами Российской Федерации, изучение положительного опыта землеустройства сельских территорий США и Канады и его применение в нашей стране имеет важное значение.

США и Канада уделяют пристальное внимание земельному администрированию и землеустройству сельских территорий. Здесь землеустройство имеет чётко выраженный государственный характер , так как оно планируется, организуется, координируется, контролируется и финансируется государством. Это объясняется тем, что продуктивные сельскохозяйственные угодья североамериканских стран считаются главным ресурсом, обеспечивающим им продовольственную безопасность, социальную стабильность и геополитическую независимость. Они подлежат защите от изъятия для несельскохозяйственных целей, от деградации и имеют приоритетное значение. А землеустройство, так же как и в странах Европейского Союза, является главным механизмом организации их рационального и эффективного использования.

Учитывая это, функция землеустройства сельских территорий, к которым относят 2,2 млрд. акров или 97 % всей территории США, входит в полномочия Департамента (Министерство) сельского хозяйства.

Основную часть работ по организации рационального использования и охраны земель проводит Служба охраны природных ресурсов Министерства сельского хозяйства США ( Natural Resources Conservation Service - NRCS ).

Государственные земли находятся в ведении Федерального Землеустроительного бюро (Bureau of Land Management, BLM) , являющегося подразделением американского Департамента (Министерства) внутренних дел. Это Бюро учитывает и организует рациональное использование и охрану 253 млн. акров государственных земель, владеет правами на разработку недр на площади 245 млн. акров открытых земель и 700 млн. акров подземных запасов полезных ископаемых, поддерживает легальный статус для 331 млн. акров заповедников, созданных на государственных землях, таких, как национальные парки, заказники, заповедные леса, обеспечивает управление минеральными ресурсами и кадастровую съемку для 56 млн. акров индейских земель ( 2011 г .).

Мониторинг всех земель США ведет Федеральное Агентство по защите окружающей среды (ФАЗО), а вопросами мелиорации и улучшения земель, регулирования водного режима сельских территорий в бассейнах рек, озёр и на прибрежных территориях, занимается Армейский корпус инженеров Вооруженных Сил США.

В Канаде государственное землеустройство находится также в ведении Федерального Департамента (Министерства) сельского хозяйства и продовольствия страны. Непосредственные работы проводит Канадская почвенно-информационная служба ( Canadian Soil Information Service ) и Служба по охране природы ( Agri - Environment Services Branch ) , в ведении которой находятся: подведомственная организация – Администрация по восстановлению земель степей ( Prairie Farm Rehabilitation Administration ), а также Национальная земельно-водная информационная служба ( National Land and Water Information Service ), Бюро по сельскохозяйственной природоохранной политике ( Agri - Environmental Policy Bureau ). Даная служба имеет региональные офисы (управления), расположенные в 7 провинциях Канады.

Основными направлениями деятельности Федеральных министерств сельского хозяйства США и Канады являются следующие:

- изучение сельских территорий страны (инвентаризация земель, оценка качества почв и местоположения земель, исследование земель в бассейнах рек и др.);

- разработка и сопровождение федеральных программ рационального землепользования и охраны природных ресурсов ( Conservation Programs );

- разработка планов и проектов ландшафтного (природоохранного) землеустройства ( Individual Conservation Plans , Landscape Plans and Projects );

- экономическое стимулирование рационального землепользования;

- осуществление консультационной деятельности, международного сотрудничества и организация научно-исследовательских работ.

Активное изучение сельских территорий в США ведется с 1945 г . С 1982 г . периодически через каждые 5 лет стала проводиться инвентаризация земель и других природных ресурсов, постоянно обновляются данные почвенных, почвенно-эрозионных и землеустроительных обследований. Страна обладает точными данными о площадях, границах, видах использования и качестве каждого контура (земельного участка) сельскохозяйственной территории. Примерно такая же ситуация имеет место и в Канаде.

Данные о количестве и качестве земель сельскохозяйственного назначения привязываются к конкретным участкам земли и встраиваются в единую геоинформационную систему страны, образуя соответствующую земельно-информационную систему.

В соответствии с законодательством США и Канады сведения из этих земельно-информационных систем используются для решения следующих вопросов:

- совершенствования национальной, региональной и местной политики в области использования и охраны земель фермеров и финансирования их деятельности;

- выделения особо ценных сельскохозяйственных угодий ( Important Farmland );

- разработки и обновления (корректировки) комплексных планов использования земель ( Comprehensive Land Use Plans ), проектов землеустройства и водопользования;

- изменения правового положения и видов разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, планирования строительства;

- подготовки правил консервации сельскохозяйственных земель, вывода конкретных земельных участков из активного сельскохозяйственного оборота, а также разработки рекомендаций для фермеров по ведению сельского хозяйства;

- определения минимальных размеров фермерских хозяйств различной специализации ( Farm Units ) по сельскохозяйственным районам ( Agricultural Districts ).

Основное финансирование землеустроительных мероприятий в США и Канаде осуществляется через федеральные (в Канаде также через федерально-провинциальные) программы организации рационального землепользования. В США в 2012 г . из 689 федеральных программ 109 относились к природоохранному землеустройству. При этом за счёт средств Министерства сельского хозяйства США на эти программы в период с 1996 по 2007 гг. выделялось от 3,2 до 3,8 млрд. долларов в год. Примерно столько же денег шло через Федеральное агентство защиты окружающей среды (ФАЗО), МВД и Армейский корпус инженеров. Штаты и местные органы власти через уровень округов или их объединений вкладывали в природоохранное землеустройство от 0,7 до 1 млрд. долларов в год. Таким образом, ежегодно на землеустроительные мероприятия фермеры США получали от 7,5 до 9 млрд. долларов.

В Канаде в 2012 г . действовало 156 федеральных и федерально-провинциальных программ в области организации рационального использования и охраны сельскохозяйственных земель.

Основные группы и виды программ были связаны с организацией, оказанием технической поддержки и улучшением природоохранной деятельности.

В основе разработки природоохранных программ лежат комплексные планы развития землепользований графств и муниципальных районов, которые реализуются через проекты землеустройства (использования и охраны земель фермерских хозяйств). Таким образом, планирование и организация сельских территорий представляет собой многоуровневый процесс.

Каждому административно-территориальному уровню соответствует и своя система землеустроительной документации, начиная от плана (схемы) и кончая, проектом землеустройства.

В США и Канаде общие площади земель сельскохозяйственного назначения, их местоположение и целевое использование устанавливают на основе местных планов развития или зонирования территории муниципалитета или сельского общества . Эти планы определяют также сельскохозяйственные земли, подлежащие в перспективе изъятию под застройку, для размещения объектов инфраструктуры или включаемые в резервный фонд.

Если в городах зонирование рассматривают как механизм эффективного управления городской недвижимостью, то в сельской местности его используют в качестве рычага для охраны земель сельскохозяйственного назначения и устойчивого развития сельских территорий.

На земли фермеров составляют индивидуальные проекты землеустройства, содержащие рекомендации по организации рационального использования фермерских земель. Рекомендации основаны на бонитировочно-классификационной системе и оценке почв по их потенциалу. В этих целях в составе земель хозяйства выделяют восемь категорий по пригодности для использования под пашню, пастбища, луга, а также исключаемые из оборота.

При определении видов разрешенного использования на больших площадях используют ландшафтные карты и классифицируют сельские территории по значимости для сельского хозяйства.

Осуществление мероприятий по землеустройству сельских территорий в США и Канаде экономически стимулируется. Основными рычагами такого стимулирования являются:

- льготное налогообложение сельскохозяйственных земель в соответствии с их зонированием;

- компенсация затрат на внедрение почвозащитных технологий и осуществление землеустроительных мероприятий: противоэрозионных, мелиоративных, по введению севооборотов, реабилитации земель и др. (ссуды, гранты, субсидии);

- выполнение землеустроительных мероприятий как условие участия в государственных программах по охране земель и устойчивому развитию территорий (наличие проекта природоохранного землеустройства);

- компенсация затрат (потерь, убытков) при изъятии земель для несельскохозяйственных целей и выводе земель из сельскохозяйственного оборота.

Изучение опыта землеустройства сельских территорий США и Канады позволяет сделать следующие выводы.

1. Работы по землеустройству сельских территорий организует, координирует и контролирует Департамент (Министерство) сельского хозяйства каждой страны через специально созданные службы (управления).

2. В целях соблюдения государственных, муниципальных и частных интересов в области сельского землепользования, образуются государственно-частные партнёрства: на федеральном уровне – Союзы, на региональном и местном уровнях – общественные комитеты и комиссии.

3. Основная часть землеустроительных мероприятий по организации и охране земель в сельской местности, затрагивающих частные землевладения и муниципальные земли, финансируется за счёт федерального бюджета через федеральные программы землеустройства, консервации и резервирования земель, охраны территории водных бассейнов.

4. Министерство сельского хозяйства каждой страны систематически, не реже одного раза в 5 лет, обеспечивает проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения по видам использования угодий, качественному состоянию и местоположению земельных участков, уровню деградации. Это необходимо для планирования сельскохозяйственного производства, управления территориями и дифференциации мер по стимулированию развития фермерства.

5. В целях защиты земель сельскохозяйственного назначения от необоснованного изъятия для несельскохозяйственных нужд и регламентации их использования разрабатываются планы землеустройства муниципальных образований (сельских обществ), в которых осуществляется зонирование сельских территорий по их пригодности для использования в сельском хозяйстве. Отвод этих земель, для жилищных, промышленных, транспортных, энергетических и других несельскохозяйственных целей строго ограничен законом.

6. Все изменения в организации территории фермерских хозяйств, проведении комплекса мелиоративных, природоохранных и противоэрозионных мероприятий осуществляются на основе проектов природоохранного землеустройства.

7. Большие финансовые ресурсы выделяются на проведение научно-исследовательской работы и консультационную деятельность по проблемам организации рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения. Для этого создаются, как правило, на базе ведущих университетов, научные и внедренческие центры Министерства сельского хозяйства.

8. Проводя такую политику в области использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, США и Канада решают следующие вопросы:

- обеспечивают гарантированное производство сельскохозяйственной продукции и его регулирование в соответствии с изменениями на мировом и внутреннем рынках;

- защищают сельскохозяйственные земли от деградации и необоснованного изъятия;

- поддерживают традиционный уклад жизни в сельской местности, сохраняя социальную стабильность и решая проблему бедности;

- обеспечивают устойчивое развитие сельской местности, приближая уровень жизни в деревне к городскому.

Пресс-служба Союза.

Вернуться: Новости