Сельхозяйственный призыв языком плаката

Общероссийская молодежная общественная организация

«Российский союз сельской молодежи»

105064, г . Москва, ул. Старая Басманная, д.15, стр. 3

 тел.:(495) 729-00-53, факс:(495) 789-69-36

www.rssm.su , e- mail: rssm@inbox.ru     


10 февраля  в здании Государственной Думы состоялось открытие  выставки сельскохозяйственного плаката (1920 – 1980 гг.).

Несколько десятилетий развития сельского хозяйства и жизни советского села, целую эпоху жизни народа посетители выставки увидели в ярких иллюстрациях, графике, фотографиях, арт-шрифтах и  слоганах.
Участие в официальном открытии выставки приняли Заместитель председателя Государственной Думы РФ Н.В. Герасимова, Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.П. Денисов, Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу С.Ф. Лисовский.
В своем выступлении Н.В. Герасимова тему выставки – «Сельскохозяйственный плакат» назвала особо важной, ведь все работы, представленные на ней, посвящены российскому селу и труду крестьянина, направлены на пропаганду упорного труда на земле, научного и рационального подхода к аграрному производству. В своем выступлении  Н.В Герасимова обратила внимание на то, что десять дней назад утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской  Федерации. Ее реализация потребует сплоченной совместной работы Государственной Думы, Совета Федерации и всего аграрного сообщества.
– Через неделю на правительственном часе у нас состоится разговор с Министром сельского хозяйства Еленой Борисовной Скрынник, во время которого мы постараемся выработать новые подходы по развитию сельского хозяйства в целях наращивания производства отечественной продукции, – сказала она.
Н.В. Герасимова выразила благодарность Комитету Государственной Думы по аграрным вопросам за своевременную инициативу по организации выставки и  Сергею Федоровичу Лисовскому, который и собрал коллекцию сельскохозяйственного плаката.
В своем выступлении Председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам В.П. Денисов отметил, что советский агитационный плакат называют самостоятельным жанром, сложившимся в определенную эпоху, для решения конкретных задач, диктуемых временем.
– Призывы, которые содержаться в плакатах, актуальны и сегодня. Разве не актуален призыв «Ни одного гектара не засеянной земли!»? Мы уважаем и ценим то, что было сделано ранее, ведь это и есть наши традиции. Многие из них живут  в современности. Слоганы, призывы, образы, которые использовали мастера советского плаката, можно смело использовать, и сейчас, – сказал В.П. Денисов.
Об актуальности советского сельскохозяйственного плаката сказал и сам собиратель коллекции С.Ф. Лисовский, он же провел осмотр выставки, на котором рассказал об экспонатах выставки.
Пропаганда, агитация и организация – вот три основные функции для советских  средств массовой информации. К которым, несомненно, можно отнести и плакат, в силу его доступности для восприятия, массовости и  насыщенности информационного содержания.
Язык плакатов точен, краток, художествен, прост, метафоричен. Плакаты, представленные на выставке, отражают конкретные периоды из жизни страны. «Крестьянин, сдавая хлеб, ты укрепляешь смычку с рабочим классом», «Организованный коллективный труд на полях – лучшая агитация за привлечение в колхозы единоличника» – это призывы коллективизации. В тяжелый для народного хозяйства послевоенный период звучали другие призывы: «Посеем в пору – соберем зерна гору!». Увеличивать оборот, расширять и укрупнять производства призывало крестьянство творчество 50-70 годов прошлого века: «Осушайте болота! Увеличивайте кормовую базу животноводство!», «Каждому колхозу – птицеводческую ферму!». На отток сельского населения в город плакаты откликнулись пропагандой положительного образа крестьянина: «Нашему колхозному крестьянству слава!».
Труд, жизнь, быт, свершения и даже советы по решению конкретных задач находили отражение в плакате. Многие из работ, представленные на выставке, могут считаться классикой. Их современная интерпретация применяется в коммерческой и социальной рекламе, в PR-проектах. 
Гостям выставки были подарены альбомы-каталоги и календари «Российский сельскохозяйственный плакат». Кроме произведений мастеров прошлого века на страницах альбома можно увидеть и  работы авторов века нынешнего. Выполнены они по старым лекалам, просто, лаконично, доходчиво, красочно: "Птица, любимая в каждом доме водится только в «Моссельпроме»!"
Кроме несомненных идеологических и высокохудожественных качеств  первые посетители выставки отметили, что советский сельскохозяйственный плакат обладает  свойством вселять оптимизм, надежду,  гордость за историю своей страны. 
 

Вернуться: Новости