Об управлении сельскохозяйственным землепользованием с применением земельно-оценочных показателей

 


        Управление сельскохозяйственным землепользованием с применением земельно-оценочных показателей.

       В Российской Федерации в период с 1975 по 2006 годы проведены четыре тура экономической и два тура государственной кадастровой оценки сельскохозяйственных угодий. В результате все сельскохозяйственные земли, в отличие от любых других получили довольно детальную оценку (переоценку) своих свойств и качеств: плодородия, технологических свойств и местоположения.
       При выполнении земельно-оценочных работ определялась система общих и частных показателей, которые, в свою очередь, включали группы промежуточных и базовых показателей.
Общие показатели характеризуют землю в целом по отраслевой сельскохозяйственной доходности, а частные – по отдельным видам (или группам) сельскохозяйственных культур.
        Промежуточные показатели включают данные, характеризующие рентные факторы – качество сельскохозяйственных угодий по плодородию (балл бонитета почв) и технологическим свойствам (индекс), местоположению (удаленность по отношению к рынкам сбыта продукции, базам приобретения материально-технических ресурсов, класс дорог, доступность к поселениям с развитой социальной инфраструктурой и др.); рыночные цены на продукцию; структура угодий; данные об урожайности сельскохозяйственных культур и др.).
       Базовыми показателями являются оценочные продуктивность и затраты, цена производства, земельная рента (дифференциальная и абсолютная) и кадастровая стоимость. На этих показателях базируется система управления землепользованием экономическими методами.
       В основе управления землепользованием в условиях рыночной экономики лежит государственное регулирование, направленное на защиту интересов всего общества и отдельных граждан, охрану природы. Важную роль при этом играют экономические регуляторы, способствующие бережному и эффективному использованию земель.
       Они включают земельный налог и специальный налог за не целевое использование земель.
       Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения, а с 2006 года - на основе кадастровой стоимости. За не целевое использование земель предусмотрено двукратное увеличение ставки земельного налога.
       Чтобы стимулирующая роль земельного налога раскрылась в полной мере, необходимо разрешить противоречие, выражающееся в двух различных подходах к налогообложению. Первый – предусматривает щадящую налоговую политику, основывающуюся на кризисном финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, второй – направлен на усиление стимулирующей роли  земельного налога, способствующей получению максимальной отдачи с каждого гектара продуктивных земель. При этом земельный налог возвращается в сельское хозяйство в форме инвестиций в улучшение земель, в развитие инфраструктуры сельской территории и т.п.

Читать полностью:

Вернуться: Новости